Подготовка мастеров-свистюлишников

Подготовка мастеров-свистюлишников

Очень интересная заметка была в 1995 году напечатана в газете “Зори”.

Я долго думал в какую рубрику  отнести этот материал. И решил, что пусть он будет в рубрике “Другие публикации” и параллельно в “Третьем цикле” наших работ, хотя с некоторыми утверждениями автора я не согласен и скажу о них ниже.

Главное, что в этой заметке впервые написано о большом мастере -керамисте, об уникальной игрушечнице Валентине Павловне Пырьевой.

Также в газете поднят очень важный вопрос подготовки мастеров-свистюлишников.

Прочтём вначале заметку.

Эта заметка даёт повод поговорить о важном вопросе – подготовке мастеров народной глиняной игрушки.

Я и Валя примерно в одно время учились технологии создания глиняных игрушек у сестёр Гончаровых. Я, так же как и она, так же как и все мои последующие ученики, едва научившись что-то лепить, начал лепить свою игрушку. Увидел фотографию стада пингвинов – слепил несколько разных пингвинов, увидел кенгуру – вот тебе глиняная кенгуру.

Удивительно, но так поступают все, кто хоть немного научился лепить. Почему? Я думаю потому, что это дело подсознательно воспринимается как хобби. Полепил неделю-другую в своё удовольствие, высушил, обжёг, раскрасил, поставил на полку и изредка любуешься своими “произведениями”. Ещё лепить? А зачем? Всё, что хотел, уже слепил. Денег, что заработал где-то на производстве, на жизнь кое-как хватает. Нести свою игрушку на рынок? Да вы что? Меня же мои друзья и знакомые засмеют, если увидят. И так далее.

А что такое “промысел”? Это, в первую очередь, возможность заработать дополнительные деньги для того, чтобы семье выжить в  трудных условиях жизни. И вот, уставшая за рабочий день, женщина садится вечером с детьми к столу и начинает лепить игрушки.

- Вчера мы лепили коровок, а сегодня, -говорит она детям – нам нужно слепить 50 коников.

И начинает лепить, изредка поглядывая на свои руки. Кто-то из детей катает из глины конуса – будущие ножки, кто-то колбаски – будущие гривы, тот, кто постарше, прокалывает свистки. О каком там творчестве эта женщина думает? О каком “неповторимом стиле”? Начинающие мастера шли к признанным (это те, у которых игрушки быстро раскупают на рынке) и “брали образцы”, смотря на которые делали свои игрушки. Главное – игрушка должна продаваться на рынке. При обмене игрушка в то время стоила одно куриное яйцо.

Давайте прикинем. Сегодня одно яйцо стоит примерно 3 рубля. Заработать 150 рублей за вечер (или 10 булок хлеба – по сегодняшним ценам) было для свистюлишницы очень важно. Думать о том, как создать что-то новое и неповторимое в этой ситуации? Кому это нужно? Ребёнок пришёл на рынок за коником и он вряд ли купит на свои копейки пингвина или жирафа.

Нужно признать, что несколько встречь с Геннадием Михайловичем Блиновым, когда он приезжал в Старый Оскол,  направили меня на “путь истинный”. Он говорил мне примерно так:

- Ты показал мне свои игрушки. Хорошо. Лепи что хочешь, но больше мне их даже не показывай. Ты попробуй слепить игрушку Гончаровых, максимально на них похожую. Всё равно она будет утебя чуть-чуть другая. Я посмотрю её,  закажу и куплю у тебя штук 50 или 100. И специалисты будут знать, что в Старом Осколе появился новый мастер. И к тебе пойдут новые заказы на большие партии игрушек. Сейчас много тех, кто лепит что-то своё, только что придуманное. И очень мало тех, кто понимает, что нужно возрождать старое. Возрождать тот опыт, который веками накоплен безвестными народными мастерами. Думай над этим.

И я думал. И я понял, что он прав. И тогда появилась наша общественная лаборатория по изучению и возрождению старооскольской народной глиняной игрушки. И вот уже более 20 лет мы занимаемся этой работой. И этот сайт подводит промежуточные итоги этой работы. И на нём же мы планируем размещать наши новые работы.

С Валей Пырьевой я пытался говорить так, как со мной говорил Г.М.Блинов. Но у меня ничего не получилось. Не было ещё кладов 1 и 2, не было игрушек Шамыгиной Л.П., а были только игрушки сестёр Гончаровых. Валя в то время говорила мне примерно так:

- Я посмотрела бабушкины игрушки, научилась у них делать свисток. Но как-то не лежит у меня душа к посадской игрушке. Мне больше нравится городская. Такая как “дымка” или “торжок”. Мне хочется лепить большие жанровые композиции на различные темы, изучать эти темы.

И так далее в том же духе. Валя согласилась со мной, что её игрушку нельзя называть  “народной”. Это авторская игрушка, которую некоторые исследователи называют мелкая скульптура или мелкая пластика.

Я смотрел на её игрушки, на её композиции и видел большого мастера, который, прежде чем начать лепить и раскрашивать свои произведения, проводит серьёзные этнографические исследования и старается добиться максимальной достоверности. Я понял, что у Вали свой путь, путь художника-керамиста и исследователя. И на этом пути у неё большие перспективы (и конечно будет много проблем).  Я понял, что Валю нельзя сбивать с её пути. Больших ей успехов в создании новой российской игрушки – старооскольской “пырьевской”.

И вот теперь я дошел до главного – как готовить новых народных мастеров. Я уже опробовал много вариантов обучения учителей, воспитателей, студентов, школьников и об этом писал в предыдущих своих статьях. Сейчас напрашивается такая технология:

- из группы обучаемых отбираются 2-3 наиболее способных ученика;

- индивидуальная работа с ними должна привести к появлению игрушек конца ХХ века (игрушек Гончаровых) в продаже, на выставках, в музеях;

- индивидуальная работа по освоению лепки и раскраски игрушек конца XIX – начала ХХ веков (продажа,  выставки, музеи);

-  индивидуальная работа по освоению лепки и раскраски игрушек  XV -  ХVIII веков (продажа,  выставки, музеи).

Рано или поздно ученик станет признанным мастером и может дальше пойти своим путём, создавать свою игрушку. Это нормально. Но что важно:

- свою игрушку он будет создавать (хочется так думать и верить) на базе многовекового народного опыта;

- он всегда сможет выполнить любой заказ коллекционеров и музеев на изготовление старооскольской народной игрушки  различных периодов.

Будет ли новый мастер ремесленником, живущим за счёт изготовления и продажи своих игрушек, или это будет его промысел, приносящий хорошую прибавку к заработной плате, или это со временем останется просто его хобби? Это уже его проблемы.

Главное, чтобы он сам регулярно или периодически делал народную игрушку и научил этому делу несколько своих учеников. И тогда старооскольская народная глиняная игрушка будет жить долго.

Вот такие мысли навеяла небольшая заметка в старой газете.

Перечитал ещё раз заметку. Автор утверждает, что для каждой игрушки мастер искал свою глину в различных частях города. О том, где брали гончары свою глину и из какой глины лепилась игрушка я уже писал в “Канонах”. Будем считать, что автор заметки по поводу глины пошутила.

25.07.2011 г.              Борис Шевченко

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Мы с вами не согласны, Третий цикл 2011-. Bookmark the permalink.

2 Responses to Подготовка мастеров-свистюлишников

  1. Wonderful submit admin! i bookmarked your word wide web blog site. i’ll glimpse forward in case you will have an e-mail checklist adding.

  2. test1234 says:

    Hey, I think your website might be having browser compatibility issues. When I look at your blog site in Chrome, it looks fine but when opening in Internet Explorer, it has some overlapping. I just wanted to give you a quick heads up! Other then that, fantastic blog!