Рукотворная краса земли Белгородской, часть 4

 “Рукотворная краса земли Белгородской”

продолжаем публикацию части учебно-методического пособия (том 1,раздел IV, часть 3, стр. 144-147).

Первый абзац. Высушенную посуду мажут везде, где должна быть полива и посыпают свинцовым суриком. Мазать можно дё1гтем, олифой, маслом, машинной отработкой.

Второй абзац. “Зачерепить” горн – это не “засыпать битым черепком”. Вначале на посуду укладывались крупные черепки битой посуды (неполивной), затем более мелкие, затем засыпались (укладывались) игрушки (если их тоже было необходимо обжечь), затем опять слой крупного и более мелкого черепка.

Третий абзац. Гончары “доверяли” женщинам и детям месить и отбивать глину, лепить из глиняных колбасок подставы и, иногда, печные трубы. Лариса Павловна Шамыгина рассказывала, что она в детстве лепила много подставов “помогая отцу”- Распопову Павлу Борисовичу.

Четвёртый абзац. Красножгущуюся глину гончары завозили сами из Николаевского лога, “пескушу” тоже копали сами в логу по улице Меловая. “Синику” покупали у копачей. Копачами обычно были казаки, которые летом ходили в отхожие промыслы (как правило строители), а зимой возвращались домой и промышляли заготовкой и продажей глины. П.Б.Распопов с родственниками копали синику сами.

Пятый абзац. Свинцовый сурик стоил довольно дорого и если удавалось найти свинец (старый аккумулятор, например), то гончары сами пережигали его на костре.

Всё, что я пишу относится к Старому Осколу. Возможно, что на других промыслах были свои правила, традиции, особенности технологии. Приведённые данные о ценах мало что говорят без привязки ко времени и масштабу (что можно было тогда купить на 1 рубль?). По моим данным дрова стоили значительно меньше сурика.

Третий абзац. Мастерская гончара называлась подлаз. Игрушки лепили женщины и дети обычно дома. О сушке изделий я уже писал. Подлаз был “большей частью без потолков”. Это я не понял. Далее пишется как мастерская отапливалась. Но зачем топить, если нет потолка?… Подлаз обычно пристраивался к горну (если была такая возможность) и горн топился из подлаза.

Четвёртый абзац. Не дав прогореть дровам гончары закрывали дымоход и это называется топить “по чёрному”. Я этот способ отапливания подлаза не понял. Если раньше закрыть дымоход, то угарный газ попадёт в подлаз и гончару очень не поздоровится. Но если есть дымоход, то при чём здесь “по чёрному”? “По чёрному” – это когда дымохода нет и весь дым от печи выходит сквозь соломенную крышу и приоткрытую дверь. Причём в этом случае топили обычно соломой – меньше дыма и меньше угарного газа.

Шестой абзац. Опять село Казацкое. Не было его.

Десятый абзац. Целых пять причин придумано на угасание гончарного промысла. На самом деле была одна причина – власть не могла терпеть частное предпринимательство и гончарное ремесло в начале 30-х годов прошлого века было задушено налогами. Д.И.Распопов вспоминал: Я бы, наверное, до сих пор расплачивался за долги моего отца, если бы Маленков не списал их.

Первый абзац. Даётся ссылка на литературу 8, но в списке литературы только 7 наименований.

Последний абзац. Отчество у сестёр Гончаровых не “Н”, а “Михайловны”.

Подпись под фотографией. Не конец XIX века, а XVI-XVIII века.

На страницах 146-147 опубликовыны выдержки из нашего доклада и материалы нашей статьи.

В интервью с сёстрами Гончаровыми много мелких неточностей, но это не так важно и я не буду на них заострять внимание.

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Мы с вами не согласны. Bookmark the permalink.

Comments are closed.