Старооскольская игрушка сквозь призму времён.

Эту статью несколько лет назад написала сотрудник старооскольской библиотеки им. А.С.Пушкина и прислала мне. Я сделал несколько замечаний. Была ли опубликована статья и где, я не удосужился узнать. Но, найдя её в архиве,  решил, что её есть смысл опубликовать на своём сайте.

Старооскольская игрушка сквозь призму времён

Старооскольская народная традиционная глиняная игрушка уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Она стоит в едином ряду с такими известными промыслами России как филимоновская, каргопольская, дымковская игрушка и является культурной ценностью общероссийского значения. Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Давно известны крестьянские рязанские и каргапольские; городские романовские игрушки. А посадская, казалось, навсегда утраченаНо именно такую, в неизмененном виде, посадскую игрушку нашли в Старом Осколе.

О старооскольской народной глиняной игрушке написано немало. Ей посвящены работы многих старооскольцев –  А.П. Никулова, Т.Г. Брыжик , Т.Б. Бурик , И.В. Белых, Н.Т. Шакаловой и других. Однако страстным почитателем промысла старооскольской глиняной игрушки является исследователь, историк и коллекционер Борис Андреевич Шевченко. Он профессиональный ученый-механик, математик и изобретатель. У него более 150 изобретений в различных областях техники, защищенных авторскими свидетельствами СССР и патентами РФ. Он автор ряда учебных и  методических пособий и более 200 публикаций в научных и популярных изданиях. По признанию Бориса Андреевича, его дошкольной страстью была глиняная игрушка, которая со временем переросла в хобби. Счастливым событием для него стала встреча с мастерами старооскольской глиняной игрушки – Ольгой Михайловной и Натальей Михайловной Гончаровыми, учениками которых стали все члены его семьи. От своих учителей он узнал много тонкостей в технологии изготовления глиняных игрушек.
Больше 27 лет Борис Андреевич посвятил  изучению и возрождению старооскольского народного промысла глиняной игрушки. Много времени и труда затратил он на поиск старинных образцов местной игрушки. Им собрана большая коллекция археологической игрушки (XV-XIХ вв.) и полная коллекция игрушек современных народных мастеров, которые общественность города могла видеть на разного рода мероприятиях и выставках.

Результатом многолетних изысканий Б.А. Шевченко стала монография «Старооскольская народная глиняная игрушка. История, технология, перспективы возрождения», изданная Музеем традиционного искусства народов мира в Москве. Высокую и обстоятельную   оценку исследовательской работе дал директор музея А.В. Быков в предисловии к  книге, назвав её не только уникальной, но и удивительной. Она «удивительна тем, что написана человеком, не знакомым с методологией искусствоведения и этнографии. Её автор собрал материал и проанализировал его с позиций изобретателя, технолога и инженера-ученого. Он изучает историю края, историю Старого Оскола, историю гончарства в Старом Осколе и биографии мастеров-игрушечников так же, как он изучал бы поверхность Луны или Марса, работая над своими космическими аппаратами: свойства, физические характеристики, химические реакции, процессы, их развитие в меняющихся условиях среды и т. д. Для книги о народной игрушке, выработанная им методология, оказалась неожиданной и продуктивной».

Б. А. Шевченко тонко чувствует и умудряется показать читателю, что традиционное искусство – это не слепое копирование пришедшего из глубины веков, а нечто живое, реагирующее на изменения жизненных реалий, но в то же время жесткое, развивающееся по своим, пусть неизвестным нам законам. И здесь автор приближается к ответу на один из важнейших вопросов традиционного искусства, более того, традиционного мировоззрения. Если традиционное искусство есть жесткий свод этических и эстетических норм, которых придерживается мастер, то в идеале это искусство должно было бы стать закрытой системой. Читая монографию, мы видим, что эта система эволюционирует, и, следовательно, она открыта.

Общеизвестно, в каждом промысле постепенно, почти незаметно для себя, мастер вносит изменения в привычные образы, обогащает их деталями и создает новые сюжеты. Количество удачных или неудачных решений пропорционально личному таланту и кругозору мастера. В результате, по мере развития промысла, в нем все меньшую роль играют древние фольклорные элементы. Они как бы оседают на дно, погребаются под новыми изобретениями и заимствованиями. Автор показывает, что в старооскольской игрушке это отчетливо видно в развитии образа бабы, превращающейся в барыню или даму. Постепенно внутри промысла выкристаллизовывается новое направление с собственной композиционной схемой и любимыми сюжетами.

Исследователем обнаружено и проанализировано более 200 игрушек и их фрагментов XV – начала XX в., найденных при рытье колодцев и траншей, на склонах оврагов, в строительном мусоре и просто на огородах. Он показывает, как народная игрушка разнообразна в сюжетном отношении. Это всадники, парные фигурки, многопрофильные композиции. Сюжеты Старооскольской игрушки традиционны. Они характерны для многих промыслов России и имеют 14 видов фигурок – это баран, всадник, няньки, утка, медведь, козел, барышня, курочка, поросенок, Иван-гармонист, баба, петушок, конь, корова и другие вариации. Подробнейшим образом он описал особенности технологии всех процессов изготовления игрушки: заготовка глины, лепка, обжиг, роспись. Особенно большое внимание автор уделил различным методам лепки свистков. Им проанализирована динамика развития основных сюжетов и их вариантов.

Борис Андреевич выявил имена и династии многих старооскольских гончаров и показал, что некоторые из них занимались гончарством по крайней мере с XVI в. Им составлены родословные большинства гончарных династий, работавших в Старом Осколе в середине XIХ – в начале XX века. Особую ценность книге придает то, что в ней рассмотрена история старооскольской игрушки почти за 500-летний период ее существования. Большое внимание автор уделил описанию состояния промысла в наши дни, отмечая, что сегодня производство глиняной игрушки ушло в город.

Старооскольская народная глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России». Она самобытна, имеет свои собственные черты. Борису Андреевичу Шевченко удалось показать корни  старооскольского промысла народной глиняной игрушки и её уникальность, которая заключается в том, что это практически единственный в России промысел посадской глиняной игрушки, который “не канул в Лету” и который удалось довольно подробно изучить. Он  указывает на необходимость  возрождения нашего уникального промысла и дает свои рекомендации. Определив  три исторических этапа промысла глиняной игрушки, автор делает акцент на то, что «старооскольская глиняная игрушка четвертого периода до настоящего времени ещё никем серьёзно не изучалась и ждет своего исследователя».

Структура  монографии, выстроенная в соответствии с единой логикой, дополнена солидным справочно-вспомогательным материалом: приложениями, многочисленными иллюстрациями и цветными фотографиями. Это позволило автору максимально образно и детально раскрыть и показать глиняную игрушку во всем её многообразии и исторической значимости.

Безусловно, книга внесет весомый вклад в формирование знаний по теории и истории народной игрушки, будет полезна будущим искусствоведам, культурологам, специалистам, работающим в сфере  народных промыслов, педагогам, а также широкому кругу читателей. Это первый опыт масштабного исследования  Старооскольской глиняной игрушки.

Книга «Старооскольская народная глиняная игрушка» поступила фонд Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина,  пополнив коллекцию краеведческих документов, и уже доступна всем заинтересованным старооскольцам.

Заведующая отделом комплектования Центральной библиотеки им. А. Пушкина

    В.Д. Карпенко

Статья хорошая.  Но несколько замечаний (советов) сделать нужно.

1. Им собрана большая коллекция археологической игрушки (XV-XIХ вв.) и полная коллекция игрушек современных народных мастеров, которые общественность города могла видеть на разного рода мероприятиях и выставках.

Нужно (XV – начала ХХ веков). А фразу:  «которые общественность города могла видеть на разного рода мероприятиях и выставках»  нужно убрать.

Много раз пытался показать общественности все игрушки. Предлагали 3-4 стола для экспозиции.  Я просил 5-6 витрин, которые запираются и опечатываются. Договориться не удавалось.

   2.     Это всадники, парные фигурки, многопрофильные композиции.

Эту фразу лучше исключить. Так как речь идёт о древней игрушке, а тогда  «парные фигурки, многопрофильные композиции» -  их просто не было. Ходят слухи, что их лепила в начале ХХ века Т. Лисицина, но пока не найдено даже малого фрагмента их.

3. Они характерны для многих промыслов России и имеют 14 видов фигурок – это баран, всадник, няньки, утка, медведь, козел, барышня, курочка, поросенок, Иван-гармонист, баба, петушок, конь, корова и другие вариации.

Эту фразу лучше дать так:

Они характерны для многих промыслов России  – это баба, всадник, погремушка, утка, баран. В старооскольской игрушке также немного встречаются фигурки: козла, быка, птички, коня, коровы, медведя и собачки.

4.  поступила фонд  

Пропущена буква «в».

Спасибо. Борис.

Автор мои замечания увидел. Надеюсь, что она их учла.

3 ноября 2020 г.                  Борис Шевченко

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.