Это не вошло – 7.

В монографии этот раздел занял 3 страницы первой главы. Приведу его на сайте в оригинале и с пояснениями, при необходимости.

1.4. Древняя история края

В конце четвертого – начале третьего тысячелетия до нашей эры наши земли населяли племена, входящие в культурно-историческую общность, названную археологами ямная (по устройству могильных ям под курганами) . Они занимались в основном скотоводством, причем в нашей местности в стадах преобладал мелкий рогатый скот. Скотоводство было отгонным и кочевым. Эти племена уже знали колесные повозки. О развитии пахотного земледелия говорят лишь косвенные свидетельства. Селения людей располагались на холмах и были достаточно хорошо укреплены (рвы, каменные стенки). Жилища людей – неглубокие землянки и наземные дома с глиняными полами. Средние размеры жилища 8 х 4,5 метра, хотя найдены отдельные дома, которые имели несколько комнат, и площадь их достигала 160 квадратных метров.

В третьем тысячелетии до нашей эры климат резко изменился. Он стал более сухим и жарким. Чтобы выжить в этих условиях человеку приходится больше работать. Ученые отмечают, что в это время влияние человека на растительный мир становится довольно значительным. В отложениях этого периода резко снижается количество пыльцы таких деревьев, как граб, липа, орешник, но зато увеличивается количество пыльцы злаков и спутников человека – сорняков. Тонкие прослойки угля свидетельствуют о массовом выжигании лесов.

Вторая половина третьего тысячелетия – время великих переселений народов. По находкам характерных орудий труда и изделий керамики археологи определили, что на восток и юго-восток в это время двинулись племена культуры шаровидных амфор, а на запад – племена ямной культуры, культуры шнуровой керамики и боевых топоров и так далее. Эти миграции народов способствовали смешению различных культур и во многом определили этнокультурную карту древней и современной Европы. На стоянках людей этого периода уже находят кости домашней лошади.

В конце третьего – во втором тысячелетии до н.э. в Приосколье проживали племена, относящиеся к культуре шнуровой керамики и боевых топоров. Такое название эта культура получила из-за того, что производимые ими гончарные кубки имели оттиск шнура или веревки в верхней части, а в мужских могилах часто находят каменные шлифованные топоры, которые скорее были боевыми, но возможно они были также символами власти или принадлежности к определенной социальной прослойке в племени. В настоящее время археологи относят эту культуру к земледельческой.

Под постоянные поля в это время чаще используются легкие песчаные почвы. Производятся значительные выжигания леса для последующего выпаса скота. Отличного качества керамика говорит о том, что при ее производстве уже использовался гончарный круг с ручным приводом. Очень возможно, что в это время гончарное дело полностью отделилось от земледелия и превратилось в ремесло. Активно используется колесный транспорт. Поселения людей не были крупными и не имели мощных оборонительных сооружений. Средний размер домов 10 х 4,5 метра. Двускатная крыша опиралась на центральные столбы.

Многочисленные находки в погребеньях ценных, явно не местного производства ювелирных изделий, говорят о торговых связях или о грабительских походах в Месопотамию и Анатолию.

В третьем тысячелетии до н.э. технология обработки кремня достигла такого высокого уровня, что из этого материала начали изготавливать ритуальные фигурки человека, птиц и животных, в частности медведя и кабана.

 Фигурки медведей. Кремень.

К этим временам относятся и находки маленьких керамических человеческих фигурок с сильно изогнутым туловищем. Сам образ предельно обобщён: руки отсутствуют или только намечены; массивный нос; часто наколки глаз и рта. Такие фигурки характерны для Северо-Западной Европы, но они были найдены и на стоянке Николо-Перевоз (Московская обл.).