3. Что лепить? (продолжение)

УтушкаЧто лепить молодому мастеру? Молодому не по возрасту, а по квалификации.

Мысль первая. Лепи то, что хочется.

Мысль вторая. Хорошо освоить изготовление копий игрушек различных этапов археологического возраста и “гончаровских” игрушек.

Эти мысли были описаны в 1 части статьи.

Мысль третья. Эта мысль должна появиться у мастера после хорошего освоения изготовление копий игрушек различных этапов. Нашей глиняной игрушке более 600 лет. Всё это время она медленно менялась (м.б. за исключением гончаровского периода), оставаясь посадской. Несомненно, что наша игрушка должна развиваться и дальше. Но как?

Вопрос, конечно, интересный и не простой.

Выскажу свои соображения.

Что мастеру не нужно делать в этом процессе и на этом этапе?

1. По пластике и раскраске не стоит “уходить” от посадской игрушки. Наш промысел посадской игрушки единственный, сохранившийся в стране, и его надо беречь.

2. Не стоит увлекаться очень сложными композициями.В старой посадской игрушке их не было вовсе. Композиции у нас появились только в начале ХХ века.

3. Не стоит композиции лепить “по мотивам” первых этапов. Их там не было. Композиции гончаровского этапа нужно “осмыслить”. Что стоит развивать далее (не усложняя), а что – нет.

4. Не придумывать свои мотивы раскраски игрушек, резко отличающиеся от традиционных.

5. Не красить солярный знак: на догончаровских игрушках и  вообще – “где попало”. Видел современные игрушки с солярным знаком у коровы, барана и …  Солярный знак говорит, что эта фигурка “слуга Солнца”. А ими у нашего народа в древности были только коник и птичка.

6. Не лепить фигурки животных нехарактерных для нашей местности: слоны, пингвины, жирафы и пр. А также тех животных, которые с малой долей вероятности могли участвовать в играх детей: черепахи, ежи, змеи и пр.

7. При изготовлении игрушек первых этапов не красить их современными красками. Лучше использовать традиционную охру.

8. При изготовлении игрушек с конца XIX века и гончаровских использовать не более 2-3 простых чистых красок без их наложения и размывания. Игрушки нужно “красить”, а не “расписывать”.

9. При лепке старых игрушек не нужно их тщательно выглаживать и натирать поверхность стеком.

10. Время формовки простых фигурок (уточка, коник, баба, баран и пр.) не должно превышать 10 – 15 минут, а более сложных (генерал и пр.) – не более 15 – 20 минут.

11. Не увлекайтесь новыми “своими” формами игрушек. Одна-две новые игрушки в год более чем достаточно.

Что же делать необходимо?

А вот этот вопрос ещё более сложный.

Могу дать один совет. Слепив новую игрушку и раскрасив её, поставьте свою игрушку в компанию старых игрушек соответствующего периода и несколько дней понаблюдайте за этой компанией.

Если ваша игрушка не “выбивается” из общего стиля – уже хорошо. Подумайте – не нужно ли её ещё больше упростить (стилизовать). Попробуйте ещё несколько вариантов. Посоветуйтесь со специалистами. Главное – не спешить.

И ещё один совет.

Новую игрушку называйте своей, то есть  “авторской по мотивам игрушек…”, например XV века. Подарите одну такую игрушку какому-нибудь музею с обязательным оформлением протокола дарения (или продажи)(авторская игрушка, описание, дата, подпись, печать). Напишите статью в местную или областную газету с фотографией новой вашей игрушки.

Зачем это?

Все будут знать, что эта ваша игрушка авторская и, в соответствии с Законом об авторских правах, такую игрушку не может больше никто изготавливать. В противном случае – суд и большой штраф. Очень большой. Протоколы и статьи очень пригодятся в суде.

Традиционную народную игрушку никакой Закон не защищает. Её может лепить любой мастер.

Ну вот пожалуй и всё, что хотел сказать в этой статье.

Успехов в деле возрождения и развития нашего уникального промысла глиняных игрушек.

.          5 января 2018 г.          Борис Шевченко.

Перечитал статью и родилась ещё одна мысль.

Сотни лет к глиняной игрушке было одно отношение – забава для ребёнка.

В наше время детям есть чем играть и очень часто народная глиняная игрушка рассматривается как национальный сувенир или как украшение серванта, заполненного холодным и блестящим хрусталём.

Мастеру нужно это иметь в виду, разрабатывая темы своих новых игрушек.

Важно только, чтобы эта новая “сувенирная” игрушка оставалась посадской.

.                   10 января 2018 года.                Борис Шевченко.

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Каноны нашей игрушки, Школа свистюлишников. Bookmark the permalink.

Comments are closed.