2. Этапы развития нашей глиняной игрушки.

За время своего существования наша старооскольская глиняная игрушка прошла несколько этапов или периодов своего развития.

То что будет написано ниже базируется на анализе нескольких сотен игрушек двух кладов, найденных на Казацкой слободе и нескольких десятков единичных находок, найденных на Казацкой слободе, в Старом городе и в окрестностях города Старый Оскол. Новые массовые находки древних игрушек могут несколько уточнить эту информацию.

Этап первый.  Примерно XV – XVI века. На территории нынешней Казацкой слободы появились первые гончары, возможно перебравшиеся в нашу местность из Москвы или Подмосковья.

15-16 векЭти игрушки были найдены на улице Подгорная в линзе культурного слоя на глубине более 2 метров. Сравните этих коней с лебяжьими шеями с аналогичной московской игрушкой XIV – XVI  веков.

Найдены коники, утки, стилизованные птички и большие цилиндрические погремушки.

Были ли в это время другие игрушки? Сказать трудно, но можно предположить, что для девочек лепились ещё и фигурки баб.

Этап второй. Примерно XVI – XVIII века. Эти игрушки были найдены на улице Подгорная  на глубине до метра и на огородах местных жител%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b9-%d1%8d%d1%82%d0%b0%d0%bfей.

Это основные игрушки этапа. Отмечу, что коник – единичная находка. Погремушки стали мельче и менее звонкие. Появились сферические погремушки.

У коника генерала, барана и уточки – свисток в теле. Баба держит кувшин-свисток.

Первый и второй этапы – у нас лепится типичная посадская игрушка. Хорошая пластика и скромная раскраска охрой.

Этап третий. Примерно конец XVIII – две трети XIX веков. Находок игрушек этого этапа очень мало. Можно предположить по единичным находкам, что игрушки начали мастера украшать налепами.

PICT0020PICT0028 коник вид сзади

 

 

 

 

ОтделкаРаскраска – всё той же охрой. Игрушка несколько усложняется, но остаётся посадской.

Этап четвёртый. Примерно с конца XIX – до 90-х годов ХХ веков. Эти игрушки были найдены на улице Меловая  на глубине до метра и немного на огородах жителей.

В это время в город стали часто приезжать “барахольщики”, которые покупали игрушки “не глядя и корзинами”. Лепить игрушки стали “даже те, кто никогда ранее глину в руках не держал”. Только на Казацкой слободе лепили много игрушек более 30 мастериц. Это рассказал мне последний гончар города Распопов Д.И.

Резко упрощается пластика игрушек, процентов на 30 уменьшается размер и появляется раскраска их яркими красками. Наша игрушка в это время уверенно  движется в сторону крестьянской игрушки.

Генерала второго этапа4-%d1%8d%d1%82%d0%b0%d0%bf сменил казак. Основные игрушки: казак, баба и коник. Медведь, собачка, птичка и барашек – единичные находки.

Найдены фрагменты игрушек со следами яркой краски.

К этому этапу можно отнести первые игрушки 1980-х годов сестёр Гончаровых: Евдокия, Ольга и Наталья, а также игрушки Шамыгиной Л.П. Игрушки этих мастеров широко известны. Приведу в качестве примера игрушки Шамыгиной.

%d1%87%d0%b5%d1%82%d0%b2-%d1%8d%d1%82%d0%b0%d0%bf-%d1%88%d0%b0%d0%bc%d1%8b%d0%b3%d0%b8%d0%bd%d0%b0И Гончаровы и Шамыгина говорили мне, что их мамы игрушки красили попроще, используя разведённые на клейстере сажу, аптечную зелёнку, химический карандаш или краску красную и малиновую, которую “покупали у китайца на рынке”.

Только на этом этапе появились, со слов сестёр Гончаровых и других коренных жителей города, первые композиции Лисицыной Т.П. К сожалению до сих пор не обнаружено  ни одного фрагмента этих композиций.

Этап пятый. 1990 – 2005 годы. Это творчество Сестёр Гончаровых Ольги Михайловны и Натальи Михайловны. Появилось много разновидностей игрушек – около 100 – включая большое число композиций. Наша игрушка ушла немного в сторону городской. Улучшилась пластика, по сравнению с предыдущим этапом, появилась яркая раскраска.

Эти игрушки широко известны, их фотографий много на данном сайте, поэтому размещать их фотографии в этой статье не буду.

Этап шестой. Современность. Игрушки лепят более десятка мастеров – как правило учеников сестёр Гончаровых. Этот этап ещё ждёт своего исследователя. Но можно предварительно выделить четыре направления:

- возрождение древней игрушки первых этапов;

- дальнейший “увод” гончаровских игрушек в сторону городской игрушки;

- придумывание новых и порой довольно сложных композиций, что не характерно для народной игрушки;

- увлечение игрушками большого размера – в два и боле раз больше традиционных.

Хорошо это или плохо? Можно сказать – нормально. Вот только три последних направления не имеют ни какого отношения к возрождению нашей традиционной глиняной игрушки. Это авторская игрушка с использованием элементов пластики традиционной игрушки нашей местности. Или, как иногда говорят “по мотивам…”.

Обещал в этой статье немного сказать и о Третьей мысли. Но, чтобы не увеличивать резко объём статьи (за что меня порой критикуют), оставлю эту мысль для следующей статьи.

.                               20 декабря 2017 г.                     Борис Шевченко.

.                                                                           Продолжение следует.

 

 

 

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Каноны нашей игрушки, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.