Время изготовления глиняной игрушки.

     Современная “дымка”.

Недавно прошла презентация моей монографии “Староскольская народная глиняная игрушка” в центральной городской библиотеке им. А.С.Пушкина в Старом Осколе.

После презентации проходила показательная работа нескольких мастеров по изготовлению игрушек. Любой зритель мог попробовать и сам слепить игрушку с учётом советов мастеров.

Я обратил внимание – как долго мастера выглаживают поверхность игрушки. Вначале пальцами, а затем и специальной палочкой. Зачем? Я не знаю.

В монографии я описал такой случай:

Показала мне Наталья Михайловна Гончарова как лепить грематушки из фигурок дамы и медведя. Я спросил, почему она не лепит «грематушки» на продажу? Она ответила, что мороки много, а дороже её не продашь.

Это, как мне кажется, нормальный подход нормального народного мастера к своему делу. Промысел должен приносить дополнительные деньги на жизнь при минимальных затратах сил и средств.

 Ещё одна история. Это было начало 90-х годов. Как-то молодой современный мастер показал мне свою новую  игрушку и с гордостью пояснил, что провозился с ней почти неделю. Я его спрашиваю:

- За сколько ты её сможешь продать? Рублей за пять? Но скорее – за три. А бабушки Гончаровы делают за вечер минимум пятьдесят игрушек – это у них норма такая. Ещё вечер потратят, чтобы их раскрасить. Продадут их по полтиннику и заработают за два вечера работы  25 рублей.  В неделю они 2-3 вечера лепят и 2-3 вечера красят. А это значит, что за неделю они заработают от 50 до 75 рублей. При их суммарной пенсии чуть больше 40 рублей в месяц, они заработают на игрушках хорошие деньги. А теперь подумай – кто из вас умнее?

К чему я это? Современные мастера, как правило, творят что-то новое и своё. Это, конечно, хорошо. Но только они должны понимать, что это не возрождает наш народный  промысел глиняной игрушки. То, что они делают, это вообще не промысел, а художественное творчество, которое вряд ли быстро принесёт мастеру хороший дополнительный и более или менее стабильный заработок. Игрушки традиционные должны лепиться быстро и не должны дорого стоить.” (выделил сейчас)

По моим наблюдениям сёстры Гончаровы на лепку основных глиняных игрушек затрачивали примерно 10 – 12 минут, 2-3 минуты на прокол свистка и ещё 4-5 минут на её раскраску после обжига. Несколько дольше лепился казак, ещё дольше – композиции (но они лепились редко и, как правило, по заказу).

Следует заметить, что отделка поверхности игрушек сёстрами была более тщательная, чем у игрушек их мамы и более древних игрушек. Ещё более тщательная отделка поверхности игрушек современными мастерами – это один из верных путей увода нашей “посадской” игрушки в игрушку “городскую”. А это равносильно уничтожению нашего уникального промысла посадской игрушки и создание нового и современного. Нужно ли это?

Печальный опыт в нашей стране есть. Только один пример. Знаменитая дымковская глиняная игрушка до революции была “крестьянской” с довольно грубой пластикой и раскраской.

Это современная дымка. Старую дымку в Интернете я быстро не нашёл. Я её видел на выставке в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.  Это были закупки 30-х годов прошлого века.

Просмотрел внимательно пару десятков сайтов – фотографий старой народной дымковской игрушки на них практически  нет. А Музей  игрушки в Сергиевом Посаде не спешит публиковать фотографии своей коллекции.

25 июня 2017 г.                  Борис Шевченко

Просмотрел ещё десяток сайтов и нашлось несколько фотографий глиняных игрушек 30-х годов.

Дымковская игрушка - свинки

                          Барыня в синем

%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%b0%d1%8f-%d0%b4%d1%8b%d0%bc%d0%ba%d0%b0Что-то похожее я видел в музее.

13 октября 2017 г.               Борис Шевченко

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.