Жили-были на Подгорной… (3)

Статья, часть  3.

Хранительницы Ольга и Наталья Гончаровы

До революции в городе было 50 дворов гончаров: как бугорок — так дом гончара, как проулок — так горшколеп живет. И самые знатные среди них — Гончаровы, Распоповы, Лихачевы. Наиболее известная династия игрушечниц — сестры Гончаровы: Ольга, Наталья и Евдокия. Евдокия Михайловна Тарарыева (в девичестве Гончарова) помогала отцу делать подставы, с матерью лепила игрушку. После смерти матери именно игрушка помогла в трудную пору Евдокии. Она выучила лепить игрушку Ларису Павловну Шамыгину, которая создавала эту детскую забаву с 1938 по 1941 год, чтобы выжить. За 150 игрушек можно было купить буханку хлеба и крынку молока. Позднее она вернулась к забытому ремеслу, а внуки Вера и Саша учились у бабушки. Для мужчин же игрушка не считалась серьезным занятием.

Добывали глину мастера для своих изделий тут же, в слободе Казацкой, или, как называют в народе, на Казацких буграх. Глина — белая и высокого качества. Добывалась она тяжело. Доставали её непременно зимой, рубили, кололи мерзлоту руками (колодцы метров 30 в ширину и 20 в глубину) и ведрами на веревках вытаскивали. Нынче те колодцы засыпаны мусором. Об этом вспоминает И. С. Грицких, у которого от отца-гончара остались целёхоньки и горн, и подстава, и посуда. Он также рассказывает, как по Казацкой слободе ездил скупщик и за небольшую цену приобретал гончарные изделия, складывал их на телегу и развозил по селам, продавал на рынке. В слободе было 2 — 3 скупщика. Приезжали скупщики и из других мест Старооскольского уезда, а также из Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. Гончарные изделия вывозились в места между Старым Осколом и Суджей, а также в Воронежскую, Харьковскую, Полтавскую губернии и землю донских казаков. В первой половине ХХ века гончарным промыслом занимались в двух селениях: Казацкой слободе — 67 дворов при 97 рабочих и селе Орлик — 4 двора при 6 рабочих. Мастера-свистулешники жили в основном на улицах Меловой и Подгорной, в простонародье называемых Верхним и Нижним плантом.

В производстве гончарных изделий применялись сурик, дёготь, железный и медный купорос, марганцевая соль и железная окалина. Гончарный сурик для глазурования покупался исключительно у старооскольских купцов Мешкова, братьев Игнатовых и купца Ларионова по 3 рубля 35 копеек за пуд и только за наличный расчёт. Чёрную краску делали из сажи, которую выскребали из печи (трубы), а затем смешивали её с жидким тестом (поспой).

Весь процесс лепки горшка происходил так: глина смешивалась с песком, поливалась водой и топталась ногами или сбивалась чекухой (деревянная колодка с рукоятью). Затем добавлялась ещё глина, топталась до тех пор, пока образуется ком высотой в 1 аршин. После этого глыбу обрезали и обрабатывали по краям лопатой. Из этого кома гончар скобелкой (стругом) нарезал пласты глины, выкладывал на прилавок, где она разминалась руками и из неё удалялись твёрдые комочки. Крутое глиняное тесто в нужном объёме примазывалось к поверхности гончарного круга для центровки и вытяжки нужной формы сосуда. Раскрутив ногами нижний большой круг верстака (станка), глине придавалась нужная форма. При отделке поверхности посуды мастер-гончар использовал бочарку и нож для подрезания верхнего неровного края. Затем движение гончарного круга останавливалось и посуда подрезалась ниткой или тонкой проволокой. (Наблюдая за работой современных мастеров, хочется отметить, что всё это сохранилось до нашего времени без изменения). Затем свои изделия мастер устанавливал для просушки в хате или на солнце. Высушенные горшки подвергались глазурованию (поливке). Для этого их смазывали внутри дёгтем и посыпали изнутри и снаружи свинцовым гончарным суриком с примесью песка. В сурик добавляли медный купорос для зелёного цвета, железный купорос — для желто-красного цвета. Для чёрного и бурого цветов добавляли марганцевую соль.

Комментарии.

И самые знатные среди них — Гончаровы, Распоповы, Лихачевы.  Обычно в статьях наши «специалисты» указывают от 3 до 7 фамилий династий. Но Распоповых и Гончаровых было по 5 династий, Лихачёвы – одна династия, но большая. Дмитрий Иванович Распопов рассказал мне о 20 династиях (стр. 251-254). Он также назвал фамилии ещё 7 династий, которых он знал похуже, так как они жили на Верёдке и Гончаровке. Обо всех этих династиях он отзывался очень уважительно. (стр. 63)

За 150 игрушек можно было купить буханку хлеба и крынку молока. Эти данные мне рассказала Лихачёва Дарья Константиновна, которая во время войны, чтобы спасти детей, лепила игрушки и обжигала их тайком в печах обжига извести на селикатном заводе, где она в войну работала. (стр. 29) Но то, что на Украине называют «крынка», наши гончары называли «корчажка».

Добывали глину мастера для своих изделий тут же, в слободе Казацкой, или, как называют в народе, на Казацких буграх. Глина — белая и высокого качества. Добывалась она тяжело. Доставали её непременно зимой, рубили, кололи мерзлоту руками (колодцы метров 30 в ширину и 20 в глубину) и ведрами на веревках вытаскивали. Нынче те колодцы засыпаны мусором.   Эти фантазии с добычей глины повторяются во многих статьях. Где и как добывали наши гончары глину подробно описано на стр. 64-69, 130-132.

Мастера-свистулешники жили в основном на улицах Меловой и Подгорной, в простонародье называемых Верхним и Нижним плантом.    Улицы Меловая и Подгорная относятся к Верхнему Планту. Подробнее об этом на стр. 51.

Чёрную краску делали из сажи, которую выскребали из печи (трубы), а затем смешивали её с жидким тестом (поспой).  В этом же абзаце выше речь шла о раскраске бытовой керамики. Сажу, смешанную с клейстером (поспой), иногда применяли для раскраски глиняных игрушек. Подробнее на стр. 80-87.

Весь процесс лепки горшка происходил так: глина смешивалась с песком, и так далее.  Сплошные фантазии по технологии приготовления глины, которые встречаю в статьях наших «специалистов» не первый раз. Топтать слой глины высотой более 70 см.??  Не советую пробовать. Технология приготовления глины на стр. 68-69.

Затем свои изделия мастер устанавливал для просушки в хате или на солнце.  Хатёнки у гончаров были небольшие – едва семья умещалась. Сушили изделия в мастерской, которую называли «подлаз» из-за низкой двери. Сушить на солнце нельзя категорически – изделия покоробятся (стр.78).

Для этого их смазывали внутри дёгтем и посыпали изнутри и снаружи свинцовым гончарным суриком с примесью песка.  Мазать дёгтем или отработкой масла нужно и снаружи, иначе сурик осыплется с поверхности изделия. Но зачем песок добавлять в сурик? Основной компонент нашего песка – кварц с температурой плавления более 1700 оС. А температура обжига изделий 800 – 850оС.

Продолжение следует.

7 декабря 2016 г.                  Борис Шевченко

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Мы с вами не согласны, Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.