Игрушки эпохи христианства (+ к монографии)

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERAПараграф “Игрушки в христианский период” был полностью исключён из рукописи монографии редакторами. Думаю, что это правильно, так как он никак не отразился на нашем промысле глиняной игрушки – промысел появился значительно позже христианизации Руси.

Я немного пофантазировал однажды – как бы этот процесс повлиял на наши игрушки?  Часть этого материала привожу на своём сайте.

С распространением христианства священнослужители начали вести борьбу, в частности, с ритуальным фигурками языческого культа. Возникло противоречие – фигурка должна быть в доме, чтобы защитить его от нечисти и её не должно быть – ругается священник. Наш народ творчески разрешил это противоречие – ритуальные фигурки назвали просто игрушки, которые дарятся детям. А уважительное и почтительное отношение к ним взрослых передается детям через стихи, песни, сказки, где эти персонажи играют значительные и обязательно положительные роли.

Необходимо отметить, что ритуальные фигурки бабы, коня, медведя, оленя, птички с Х по XIV века считались детскими игрушками, но ими продолжали «играть» взрослые. Взрослые не могли допустить, чтобы такая фигурка была брошена на улице или выброшена в яму для мусора. Это привело к тому, что среди находок археологов в пластах этих веков глиняные фигурки почти не встречаются. Это не значит, что детям не было чем играть. Археологи при раскопках находят множество деревянных игрушек: мечи, кинжалы, вырезанные из доски кони и женские фигурки, игрушечные повозки, шахматные фигурки. Наверняка были куколки из соломы или тряпиц, берестяные погремушки и другие игрушки из материалов, которые менее долговечны. Но нас интересуют в данном случае глиняные фигурки, и речь идёт о них.

В это время (IX – ХII века) на ряде промыслов начинают делать глиняные игрушки райских дев-птиц Сирина (птица с женским лицом) и Алконоста (отличалась от Сирина наличием рук, в одной из которых обязательно был цветок или ветвь дерева). Считалось, что это птицы особенные. Им открыты небесные просторы и глубины премудрости [Жегалова С., Жижина С., Попова З.,Черняховская Ю. Пряник, прялка и птица Сирин. –М.,:»Просвещение», 1983. -192 с.].

 Сирин на глиняном поливном блюде из города Корсуни  (IX – X века).

 Иногда этим языческим богам, пришедшим на Русь с Востока, на рисунках и вышивках придавали христианское обрамление в виде нимба святости.

Удивительно, но православная церковь смирилась с этим. Так в живом народном сознании слились в одно целое языческие и христианские боги.

Образы Сирина и Алконоста были дороги русскому человеку. Еще в Киевской Руси их изображали на золотых колтах и серебряных браслетах. Довольно часто их изображение встречается на гончарной поливной посуде. Даже в резьбе белокаменных соборов – Дмитровский во Владимире (1212 г.), Георгиевский в Юрьеве-Польском (1230 г.), а также в миниатюрах и заставках древнейших рукописных книг – Юрьевское евангелие 1120-1128 годов – можно увидеть этих птиц. Образ птицы был привычным талисманом славян с глубокой древности.

                           Алконост из Юрьевского евангелия.

                   

 Алконост. Лубок, конец XVIII — начало XIX века.

 Уничтожая языческих богов, христианская церковь вынуждена была дать людям новых защитников в привычном для них облике. Сирин и Алконост заменили уточку, птицу-солнце. Так, в ранний период христианства на Руси сказочные птицы Востока превратились в покровителей и хранителей русичей. Со временем различие между Сирином и Алконостом в народной памяти стерлось, поэтому в глиняной игрушке обычно представлен более простой в изготовлении образ Сирина. А рисуя на обожженной игрушке цветок или веточку дерева мастер, как правило, уже не  помнил, что в такой игрушке воплотился образ Алконоста. Фигурки Сирина и Алконоста делали до конца XVIII – начала XIX веков. В старооскольской игрушке эти фигурки пока не найдены. До настоящего времени они сохранились в народной вышивке, в росписи по дереву, в деревянной резьбе, иногда встречаются на изразцах.

Какие могли бы быть старооскольские Сирины, если бы про них прослышали наши потомственные  свистюлишники? Раз это птицы, то лепим туловище птицы – свисток. А вместо птичьей головки – женскую, с необычным головным убором. Получиться может, например, вот такая игрушка.

Рис. 33. Фантазии на тему старооскольского Сирина.

 Но я, пожалуй, немного переборщил. Лицо у потомственных мастеров было бы попроще – просто наколоты три точки: глаза и рот. Да и раскраска, скорее всего, была бы традиционная – птичья.

Отметим, что эти фантастические птицы были не единственные фантастические существа, знакомые в те времена славянам. Были известны также пришедшие из Древней Греции и Востока: кентавр – человеко-конь (до сих пор такую игрушку под именем Полкан лепят на каргопольском промысле), минотавр – человеко-бык (абашевская игрушка), грифон – крылатый лев с головой орла, дракон – крылатый змей. Грифонов и драконов славяне часто изображали на оружии и боевых доспехах. Следует отметить, что в 70-е годы Т. Зоткин из Абашево лепил свои фантастические существа, которые создавал по той же схеме: человеко-козел, человеко-баран, придавая им облик городовых начала века.

Игра и игрушки были необходимы, чтобы передать от старшего поколения младшему накопленный трудовой опыт. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. Было замечено в народе, что когда дети много и усердно играют в куклы – быть в семье прибыли. Если же небрежно обращаются с игрушками – быть в доме беде. Дарить игрушку – народный обычай. В народе считалось, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие.

16 ноября 2016 г.                        Борис Шевченко

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.