Статья Брыжик Т.Г.

К.т.н. Татьяна Григорьевна Брыжик является известным в городе коллекционером. Я даже затрудняюсь назвать всё то, что она коллекционирует. Это неважно. Важно, что она много лет собирает коллекцию глиняных игрушек многих регионов бывшего Советского Союза. Татьяна Григорьевна не позиционирует себя как исследователя старооскольской глиняной игрушки, поэтому несколько моих замечаний направлены только на уточнение информации. Статья в целом хорошая и добрая. Её статья называется «Настоящая детская  игрушка.»

1. «Начало промысла неведомо, считается с XVIII века.»

Кем считается? Тоже неведомо.

2. «В 20 – 30-е годы гончары объединялись в артели.»

Откуда Татьяна Георгиевна “добыла” эту информацию – ума не приложу. Что же было на самом деле?   Советская власть попыталась в конце 20-х годов  оскольских гончаров как-то объединить (кооперативы, артели, цеха и пр.) но отказались все. Индивидуальную работу тогда запретили и начались репрессии налоговых инспекторов. Плюс голодные 1927 и 1930 годы, когда полностью вымирали некоторые семьи казаков-гончаров. Таким образом,  в  1927-30-х годах массовое гончарное ремесло было уничтожено советской властью. Параллельно исчез и промысел игрушки.

Но до 41 года некоторые гончары тайком обжигали посуду. Иных ловили инспектора и выписывали огромные штрафы. По словам Д.И. Распопова штраф был равен стоимости 3 горнов посуды. Но у гончаров-казаков уже всё, что можно было, отобрали. Платить штрафы было нечем. Росли долги. Долги были «списаны» после смерти Сталина.

Когда организована была артель Интруд я не знаю – нужно порыться в архивах. Но гончарный цех в артели был создан только в конце 40-х годов. Цех просуществовал лет 8-10. В цехе лПтичка 19 вепили в основном банки для цветов, немного посуды и один молодой гончар иногда лепил примитивные птички-свистки, которых много в фондах нашего краеведческого музея.

 

3. «Соседка её пришла, показала поглаз. Это сарай из меловых блоков, где работал её отец-гончар.»

Не «поглаз», а «подлаз». В мастерской гончара не должно быть сквозняков. Поэтому входную дверь делали очень низкой. В мастерскую гончар не входил, а подлазил. Так мне объяснил последний гончар города Д.И.Распопов.

4. «Часто хвост фигурки животных или дополнительные детали барышень-барынь, вроде корзинки, младенца являются загубником свистка, да по бокам два отверстия для извлечения звука.»

Видимо автор спешила и не подумала, что написала.

Корзинка может быть дополнительной деталью игрушки, но не барышни.

Никогда не видел загубник свистка в корзинке или в голове младенца.

Для извлечения звука есть два отверстия в загубнике. А два отверстия по бокам называются лады и они нужны для того, чтобы менять тон звука свистка.

5. «Свистульки обжигали, закладывая в сырую, готовую к обжигу посуду или пространство между изделиями.»

Эта фантазия тиражируется уже много лет. Игрушку ни один нормальный гончар в горн не пустит. Игрушку обжигали в крышке горна, когда его «зачерепляли». Я об этом уже много раз писал – не буду повторяться.

6. «Традиционная роспись… солярный знак на груди коника.»

В старKONICA MINOLTA DIGITAL CAMERAооскольской игрушке солярные знаки появились только в игрушках Гончаровых. Они мне как-то признались, что «этот крестик» на грудках коников и птичек их научил рисовать Гена Блинов. Позже, как элемент орнамента, они его рисовали уже где угодно. На грудках баранов, на одежде барынь, медведей и лис.

 

      17 января 2016 г.                    Борис Шевченко

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Мы с вами не согласны. Bookmark the permalink.

Comments are closed.