Как это называется?

Осенью 2013 года в городском краеведческом музее Старого Оскола прошла конференция (позже иногда называемая “круглый стол”) на тему “Старооскольская глиняная игрушка”. Нас пригласили на неё. Я выступил и рассказал, что нами сделано по этой теме за 26 лет работы.

Конференция решила издать сборник, чтобы “каждый исследователь имел бы возможность поделиться с общественностью своими открытиями и достижениями” – так написала редактор будущего сборника статей госп. Кравцова Л.П.

Нас попросил музей подготовить статью в сборник. Мы это сделали.

Осенью 2015 года сборник был наконец напечатан. Не могу написать “издан”, так как издатель – ООО “Оскольская типография” – видимо не в курсе того, как оформляется титульный лист и выходные данные издания.

Но самое интересное было то, что… (я думаю, что вы уже всё поняли) нашей статьи в сборнике не было. Кто-то очень захотел, чтобы информация о наших исследованиях не попала в сборник. В музее мне сказали, что “так решила администрация города”. А на вопрос – кто именно из администрации? – зам.директора музея по науке только загадочно улыбнулась – догадайся мол сам.

Интересный факт. В России уже давно нет структур, занимающихся цензурой печатных изданий. Но в нашем городе она появилась. В лице кого? А, собственно, какая мне разница. Завёлся в нашей администрации  “работяга” – любитель показать свою власть.

- Вы просите эту статью не пропускать? (А ведь кто-то из “исследователей” настойчиво попросил.) Я согласен. (А что? Жалко что ли. Если “свои” люди и просят хорошо.)

Как это назвать? Придумайте сами.

У меня в голове по этому поводу только прерывистое пиканье – как иногда в телевизоре.

А ниже я размещаю ту самую статью, которая “перепугала” администрацию города и заставила вспомнить “советские времена”.

Не могу понять – чем она их перепугала?

19 ноября 2015 г.                                 Борис Шевченко

———–

к.т.н., доц. Шевченко Б.А., к.т.н., доц. Бородина М.Б.

Народный промысел старооскольской глиняной игрушки.

 История народной игрушки из глины, дерева, соломы и других подручных материалов насчитывает  тысячелетия. В начале ХХ века народную игрушку стала интенсивно вытеснять игрушка фабричная. В это время началось широкое общественное движение  в России и во многих других странах  против засилия фабричной продукции, за сохранение национальной культуры и  народного декоративно – прикладного творчества. Это движение коснулось и народной игрушки. Ее стали изучать, собирать в частные и музейные коллекции. Появились первые научные публикации. Игрушка получила признание как историко-культурный памятник, как произведение искусства.

Для возрождения народного промысла глиняной игрушки в Старом Осколе очень важно знать его корни: историю промысла, этапы изменения типов и форм игрушек, особенности технологии лепки и украшения игрушек на различных этапах, имена старых мастеров и их вклад в развитие промысла. За последние двадцать шесть лет в этом направлении получены интересные результаты.

Поиск древней старооскольской игрушки велся с 1989 года, но результаты были довольно скромные: несколько сильно побитых крупных фрагментов игрушек и десяток мелких фрагментов.

В мае 1991 года  по нашей инициативе учениками сестёр Гончаровых была создана Общественная лаборатория по изучению и возрождению старооскольского гончарного ремесла, в том числе и глиняной игрушки. К сожалению, большинство учеников сестёр Гончаровых так и не приступили к работе в лаборатории. Постоянными сотрудниками все эти годы были только авторы настоящей статьи, которые к настоящему времени выполнили большой объем работ.

В 1992 году, на Казацкой слободе в районе улицы Подгорная  местные жители проводили строительные работы и довольно много грунта с осколками керамики и игрушками было вывезено в близлежащее болото. На участке размером примерно 100 х 150 метров был найден, как мы назвали, клад-1 древней игрушки. За 8 лет работы в районе клада-1 было найдено более 200 глиняных игрушек и их крупных фрагментов. Об этом мы писали в газете «Зори» в феврале и мае 1994 года и в газете «Экология» в мае 1995 и в марте 1996 года.

Анализ игрушек клада–1 позволяет, на сегодняшний день, предположить, что около полутора десятков самых старых глиняных игрушек могут относиться к ХV – XVI векам. Эти игрушки найдены в более глубоких культурных слоях, и они резко отличались от всех остальных игрушек клада по пластике (длинные и красивые шеи коников, максимальная стилизация птичек). С некоторыми оговорками сюда можно отнести и глиняные погремушки нескольких типов. У всех этих игрушек практически нет аналогов в более поздней старооскольской игрушке.  Необходимо учесть также, что очень похожих коников, найденных на территории Москвы, археологи относят к XIV – XVI  векам, а глиняные фигурки дам с рогатым головным убором (одна такая игрушка найдена в кладе-1) археологи обычно находят при раскопках русских городов  в культурных слоях Х – ХШ века.

Оскольский краевед Никулов А.П. обнаружил в архивах  документы, подтверждающие то, что уже в ХУ веке на месте нынешнего Старого Оскола существовал довольно большой город Оскол. Находки русских мечей на территории города и в его окрестностях предположительно ХI – ХП веков и женских славянских украшений ХI – ХШ веков (звездчатые колты, серьги, пуговицы) позволяют предположить, что на месте Старого Оскола уже в ХI – ХШ веках  существовал русский город.

Остальные игрушки клада-1 можно уверенно отнести к ХVI – ХVШ векам. На это указывает, в частности, и форма головных уборов некоторых «генералов» – фуражка или шляпа-треуголка петровских времен. Анализ пластики игрушек показывает, что в эти времена на территории клада жили и активно работали, по крайней мере, два мастера. Основные игрушки этого этапа: дамы с кувшином-свистком (головные уборы – кокошники 2 видов + единичные находки: рогатая кичка и тюрбан),  бараны, коники,  «безногие» генералы на коне (головные уборы 4 видов), утушки, коровы. Все игрушки, кроме погремушек, – свистки. Примерно 70% найденных игрушек сделано из беложгущейся глины, 20% – из красножгущейся и 10% -  из низкосортных глин, образующих при обжиге черный черепок или из смеси различных глин.

Некоторые игрушки клада-1 (около 20%) имели роспись минеральной краской – охрой, которая довольно слабо держится на обожженной глине. Было высказано предположение, что игрушки расписывались по высохшей глине и наши эксперименты подтвердили обоснованность этого предположения. В древнем горне на территории клада-1 были найдены обожженные конкреции лимонита.  Известно, что еще  30 – 50 тысяч лет назад сравнительно недалеко от нашего города  (поселение Костёнки на Дону) люди использовали обожженные и размолотые конкреции  лимонита как краску для росписи гончарных изделий и в ритуале погребений. Основные элементы раскраски игрушек: прямые и кривые линии, веточки, параллельные линии, небольшие участки сплошной закраски.

В ХIХ – начале ХХ веке в городе растет число игрушечников. Как правило, игрушку лепили жены гончаров в свободное от хозяйственных дел время, т.е. это был промысел. Мастеров-игрушечников в Старом Осколе никогда не считали гончарами. Гончары-горшечники их называли немного пренебрежительно – «свистюлишники». В этот период много глиняной игрушки производилось по заказам старьевщиков. Коренные жители Казацкой слободы хорошо помнят, как в начале ХХ века мастера выносили на улицу игрушки корзинами, а старьевщики «не глядя» ссыпали их в большие бочки, установленные на подводе. В это время в городе непродолжительное время изготавливалась поливная глиняная игрушка. К настоящему времени в разных частях Казацкой слободы  и в окрестностях города найдены четыре поливные игрушки (коник, юбка бабы и две птички) и несколько  мелких фрагментов поливных игрушек. На эту тему мы писали в газете «Зори» в апреле 1994 года.

С середины ХIХ века  появились в городе игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей и «этим жили». Как правило, это были женщины из гончарных семей, мужья которых по состоянию здоровья не могли работать так, чтобы прокормить семью.  Самым известным  мастером-игрушечником этого времени была Лисицына (Лихачева) Татьяна Павловна (1860-1954), к которой многие другие мастера, в том числе и мама сестёр Гончаровых, ходили «брать образцы».

Интересную коллекцию игрушек конца ХIХ – начала ХХ века удалось найти в 1994 году на  улице Меловая  Казацкой слободы (эти находки мы назвали клад-2). Об этом кладе мы писали в газете «Экология» в августе 1995 года. Вдоль траншеи, вырытой для прокладки газовых труб, удалось найти около 20 игрушек. Еще около 100 игрушек было найдено на участке длиной около 25 метров в  районе бывшего дома семьи Гончаровых. Сестры Гончаровы большинство игрушек отнесли к игрушкам их матери Гончаровой Анастасии Павловны (1876-1933) и старшей сестры Тарарыевой  (Гончаровой) Евдокии Михайловны (1908 – 1992). Основные игрушки клада-2: бабы с кувшином-свистком, коники, казаки с ногами на коне, медведи с кувшином-свистком, собачки (очень напоминающие фабричную целлулоидную игрушку начала ХХ века). Несколько фигурок дам имеют лицо оттиснутое штампиком, который был изготовлен, по всей видимости, с  фабричной игрушки. Примерно 60% игрушек клада-2 сделано из беложгущейся глины, 35% – из красножгущейся и 5% -  из низкосортных глин. На 15% игрушек сохранились следы примитивной раскраски: прямые и косые линии, точки, овалы, ромбы со скругленными углами, сплошное покрытие краской небольших участков. Как правило, для раскраски игрушки использовался один цвет и очень редко – два. Основные цвета: зеленый, малиновый и, значительно реже, красный, синий, желтый.

По воспоминаниям сестер Гончаровых и старожилов города на рынке иногда продавались глиняные игрушки больших размеров – обычно казаки и дамы. В кладе-2 впервые удалось найти торс дамы большого размера.

В 20-х – 30-х годах  ХХ века в Старом Осколе глиняную игрушку лепило не менее 30 мастеров. Установлены новые имена мастеров-игрушечников: Лисицын Тимофей Павлович, Распопов Константин Петрович (1850-193?), Распопова Полина (187?-191?) с детьми: Ольга, Татьяна, Евдокия, Наталья и Клавдия, Распопова Анисия Ефимовна (1880-1933), Распопова Наталья Петровна, сестры Тарарыева  (Распопова) Анна Николаевна и Распопова Зоя Николаевна.

Налоги и голод 27-30-х годов сделали свое черное дело. В живых осталось мало мастеров, да и они лепили игрушку только по крайней нужде.

С начала войны и до конца 40-х годов некоторые женщины из гончарных семей, чтобы прокормить себя и детей в голодное время, начали понемногу лепить и продавать глиняную игрушку (Лихачева Дарья Константиновна, Горячева Галина).

С начала 50-х годов и до 1985 года о старооскольской глиняной игрушке практически забыли. На рынке она не продавалась, в фондах  и в экспозиции местного краеведческого музея её не было, немногие оставшиеся в живых мастера-игрушечники  уже многие годы не брали в руки глину. Этому в частности способствовало  и то, что уже к концу 40-х годов в магазинах появилось довольно много яркой, красивой и сравнительно недорогой фабричной игрушки из целлулоида, дерева, жести, резины.

В возрождении старооскольского промысла глиняной игрушки большую роль сыграл московский коллекционер, большой знаток русской глиняной игрушки Михаил Александрович Никитин. Приехав в 1985 году в Старый Оскол, он разыскал сестер Ольгу Михайловну (1913-1997) и Наталью Михайловну (1918-2010) Гончаровых. Никитин подробно расспросил сестёр о глиняной игрушке, с большим трудом упросил слепить по памяти и раскрасить около двух сотен игрушек. Так на Всероссийской выставке «Народное гончарство России» в 1987 году появились нарядные старооскольские глиняные игрушки-свистульки. В каталоге выставки было написано, что в Старом Осколе сохранился единственный в стране промысел посадской глиняной игрушки.

Наша игрушка попала в различные каталоги как один из двадцати сохранившихся  российских промыслов глиняной игрушки  и узнала о ней вся страна. Зачастили к Гончаровым коллекционеры и  искусствоведы из Москвы, Тулы и других городов страны. Много игрушек было сделано по их заказам.

С 1987 года игрушка сестер Гончаровых появилась в постоянной экспозиции местного краеведческого музея, а в 1990  году сестры Гончаровы были приглашены работать мастерами – надомниками в Тульский творческий  производственный комбинат. Пять лет они увлеченно работали, отправляя в Тулу ежегодно по 500-600 игрушек. (Мы думаем, что сёстры Гончаровы, когда называли нам эти цифры, сильно поскромничали. На наших глазах они могли за вечер, не особо напрягаясь, слепить 50-60 игрушек.) Коллекционеры и музеи многих стран смогли пополнить свои коллекции  новой для них  старооскольской глиняной игрушкой.

Сёстры Гончаровы большие мастера и они создали практически свою разновидность народной игрушки. Ценность их творчества в том, что оно, по большей части, базируется на древних традициях.

В 1990-91 годах у сестер Гончаровых обучалось лепке игрушки довольно много учеников. Некоторые из первых учеников стали признанными мастерами. К современным  мастерам можно отнести семью Лобынцевых, семью Шевченко, В.Пырьева, С.Комаров, В.Шевцов.

Популяризации старооскольской игрушки способствовал выпущенный в 1991 году буклет «Глиняная игрушка Белгородской области». Буклет появился благодаря большому труду и настойчивости местного коллекционера Татьяны Григорьевны Брыжик. В этом же году Т.Г. Брыжик открыла для города еще одного мастера – Ларису Павловну Шамыгину  (в девичестве Распопову (1928-1997)), которая в детстве училась лепить игрушку у своей соседки и подружки Тарарыевой Евдокии  Михайловны.

В 1995 году наша игрушка экспонировалась в немецком городе Зальцгиттер.

До 2007 года сотрудниками Лаборатории было опубликовано более 30 работ в СМИ и в научных сборниках конференций различного уровня. Но было опасение, что важная информация может не дойти до тех читателей, которые серьёзно интересуются нашей редкой игрушкой.

В 2008 году мы создали специальный сайт  http://igrushkashb.ru/  на котором разместили всю ранее опубликованную информацию. Всю новую информацию оперативно публикуем на этом сайте и к настоящему времени на нём более 5500 страниц оригинальной информации.

В заключение хотелось бы заметить, что на рубеже нового века и тысячелетия необходимо в новых исторических условиях возродить в России движение за возрождение национальной культуры и декоративно-прикладного искусства. Одним из компонентов этого движения будет возрождение народного промысла глиняной народной игрушки. Вряд ли она станет массовой детской игрушкой. Скорее она станет хорошим местным сувениром.

Настало время подготовки книги по истории и особенностям технологии старооскольской народной глиняной игрушки. Большой объём собранной уникальной информации, опыт проведения научных исследований и анализа результатов позволяет нам качественно выполнить эту работу. Дело за малым – нужно найти спонсора. Город и область пока спонсировать эту большую работу не решаются.

        В истории старооскольской глиняной игрушки еще много белых пятен, но пока еще есть возможность в ближайшие годы «закрасить» хотя бы часть из них. На своём сайте мы регулярно публикуем информацию о новых находках. Необходимо, в частности, особенно интенсифицировать работы по изучению древней игрушки. Казацкая слобода интенсивно перестраивается и может довольно быстро настать время, когда искать древнюю игрушку будет негде.

Мы считаем, что  настало время создать в Старом Осколе музей старооскольской глиняной игрушки. Древние игрушки, игрушки потомственных мастеров второй половины ХХ века, игрушки современных мастеров – можно реально собрать более 1000 экспонатов. Этот музей  со временем может быстро превратится в музей гончарного ремесла. Уже собрано более 100 экземпляров гончарных изделий старооскольских гончаров. При целенаправленно работе эту небольшую коллекцию можно довольно быстро утроить. В дальнейшем  этот музей может превратиться в музей народных ремесел и промыслов нашего края.     

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Новости, Третий цикл 2011-. Bookmark the permalink.

Comments are closed.