Памяти Н.М. Гончаровой.

Эта статья была опубликована Натальей Никишиной в  сборнике материалов III межрегиональной научно- практической конференции «Традиционная народная культура и современный мир», г. Суджа, 2-3 декабря 2010 года.

Цель этой статьи совершенно понятная – изложить биографию сестёр Гончаровых. Автору удалось добросовестно собрать воедино все фантазии, которые были опубликованы до неё на эту тему. Как их комментировать, если они составляют добрую четверть статьи?

Так как практически все эти фантазии я комментировал “в оригиналах”, то повторяться нет смысла. Синим цветом я выделил в тексте статьи наиболее сомнительные места для того, чтобы читатели относились к ним критически и не продолжали тиражировать в своих работах. Зелёным цветом я выделил повторы.

Самое неприятное, что эта статья попала в серьёзный сборник трудов конференции и тиражирование местных фантазий будет продолжено на общероссийском уровне.

М. И. Никитин – на самом деле Михаил Александрович Никитин.

А теперь – читаем статью.

3.03.2012 г.           Борис Шевченко

—————————————————

Старооскольская глиняная игрушка- живое наследство.

(Памяти Н.М. Гончаровой.)

Н.Н.Никишина

Директор МУК «Старооскольский Дом ремесел», народный мастер Белгородчины

   Для многих ценителей народного творчества Старый Оскол известен свой глиняной игрушкой, которая является одним из древнейших  ремесел нашего края. Все чаще нашу игрушку называют игрушкой сестер Гончаровых. К огромному сожалению, этим летом не стало последней из сестер –  Натальи Михайловны. Это невосполнимая потеря для всего нашего города.

Родилась Наталья Михайлов  в семье потомственного гончара, коренного старооскольца, в слободе Казацкой. Улица Верхним Плантом называлась. Гончарный промысел был сосредото­чен исключительно в Казацкой слободе. Это мес­то оказалось идеальным для гончарного дела: от­крытые пласты глины и вода – рядом. Здесь и по­селились гончары – горшколепы Занины, Дороховы, Федосовы, Полевские, Грииких, Кошкаровы, Гончаровы, Распоповы.

Отец их Михаил Кузьмич Гончаров (1863-1930) был известным гончаром Старого Оскола. Дело принял от своего отца Кузьмы примерно в 1895 году. По воспоминаниям родственников, он был самым грамотным в слободе Казацкой, имел очень красивый почерк, и писал ходатайства  и другие официальные бумаге всей округе. В семье было четверо детей. Сын Георгий (в семье его звали Юрием, 1900 г.р.), имел 10 классов образования,  закончил Воронежский технологический институт. Работал директором спирт. завода в с. Песчанка, а затем  директором школы в городе Перевальск Ворошиловградской области, он погиб на войне в 1942 году, и  три сестры- Евдокия, Ольга и Наталья. В детстве Ольга  Михайловна (1913-1997) и Наталья Михайловна (1918-2010) вместе с матерью Анастасией Павловной (1876-1933) и старшей сестрой Тарарыевой Евдокией Михайловной (1908-1992) лепили игрушку сначала себе на утеху, а потом и на продажу. У старшей сестры ремеслу научились младшие сестры – Оля и Наташа. Свистульки выносили на базар в Старом Осколе, большие их партии готовили к ярмарке.

Семья была дружная. По выходным собирались за самоваром всей семьей, приходили соседи. К чаю покупали хлеб белый, мужчинам бутылочку красного вина. И не больше, а женщины: «Боже упаси»,- не пили, «не заведено было». Пели. Жили дружной семьей.

После смерти отца и матери от голода в 30-х годах прошлого века некоторое время сестры спасались только лепкой и продажей глиняных игрушек. Старшая из сестер Евдокия была вынуждена заняться изготовлением игрушек-свистулек, переняв секреты мастерства от своей двоюродной бабки по материнской линии Татьяны Павловны Лихачевой. – Сама судьба заставила делать игрушки, – рассказывала Евдокия Михайловна. – Летом еще можно было наняться на полевые работы, осенью били кизяки из навоза. А зимой лепили игрушки…

В возрасте 16 лет Наталья Михайловна пошла работать грузчиком на кондитерскую фабрику, одновременно училась в вечерней школе. Закончила 8 классов. Работала в упаковочном цехе, а затем и заведующей кадрами.   На заработанные деньги сшила себе новое пальто, похорошела, приоделась. Замуж звали двое, один парень работал при городской администрации и должен был переезжать на постоянное место жительства  в г. Белгород. Сестры отговорили Наташу выходить за него. Говорили «Куда ты поедешь?», и вышла Наталья Михайловна за Ивана Степановича Захарова. Расписались они в 1940 году, в слободе Ламской. Фамилию после замужества не поменяла. Оставила свою.  Жили в домишке на Казацкой.  Иван работал осмотрщиком путей на железной дороге. 21 июня 1941 года родился их сын Павлик. А 22 июня  Иван Захарович пришел в роддом к Наталье Михайловне с известием, что ему дали «бронь» и он остается работать на железной дороге в Старом Осколе. В 1941 году железнодорожный вокзал сильно бомбили, и Иван погиб под бомбежкой. Сказала ей об этом соседка, а пройти туда нельзя было три дня – так немец бомбил. Осталась  одна с маленьким Павликом в холодном доме, с выбитыми от взрывов стеклами, без средств к существованию. Меняла что могла на продукты. Без слез не могла вспоминать Наталья Михайловна то время. Как от голода выпали у нее зубы и волосы. Как за несколько лет от голода из молодой женщины она превратилась в старуху. Как до последней возможности берегла последнюю ценность – справленный на кануне войны костюм Ванюши. И как приснился ей сон – приходит он к ней и говорит: «Продай костюм, купи крупы». Уже после освобождения Старого Оскола, в 1943 г., случайно на базаре  встретилась ей женщина, которая организовывала детский сад и взяла туда работать молодую Наташу. Делала все – и убирала, и топила печи, и сторожила. За работу не платили, кормили, да и Паша был при ней – вот и спасение. Так и проработала там до 1954 года.

Сестра Ольга Михайловна в 1934 году  уехала работать на Донбас. Работала  в школе библиотекарем вместе с братом  Юрием в Перевальске, где он работал директором школы.  В 1941 году получила расчет в связи с эвакуацией, Ольга вернулась в Старый Оскол.  Во время оккупации, Ольга работала в плену у немцев. Их заставляли расчищать снег.  В 1943 году, она устраивается на силикатный завод, когда оккупация закончилась, её отправили в г. Иваново, работать на военном заводе, делать снаряды.

В сорок девятом Ольга вернулась из Иванова, где во время войны рабо­тала на заводе. Решили сестры  жить вместе. Вдвоем всегда легче трудности преодолевать, вместе поднимать Павлика.

С 1954 года Наталья Михайловна работала проводником на железной дороге, долго, до пенсии. Ольга Михайловна всю жизнь проработала мастером в пищепромкомбинате.

Игрушки? О них не вспоминали, не до того было. Так, наверное, и за­были бы про этот промы­сел, если бы не искусство­вед из Москвы.  В 1985 году нагрянул в Старый Оскол М. И. Никитин, ра­зыскал сестер и попросил игрушки сделать. Руками замахали: мол, старые уже, не сможем, да и глины нет. Так он и глину нашел, а когда сле­пили  штук сорок игрушек -свистушек,  обжег их  и разукрашивать сестрам привез. А потом услышали: подел­ки наши на выставку по­пали…

Возрождение древнего народного промысла старооскольской глиняной игрушки началось в 1985, когда московский искусствовед Никитин приехал в Старый Оскол, разыскал сестер Ольгу Михайловну и Наталью Михайловну Гончаровых, раздобыл глину и уговорил их слепить и раскрасить несколько десятков игрушек. В 1987 году появилась на Всероссийской выставке «Народное гончарство России» старооскольская глиняная игрушка сестер Гончаровых. В 1988 году старооскольские свистульки появились на нескольких выставках в столице, в частности – на большой выставке в Манеже, и вызвали живой интерес. После отъезда М. Никитина   сестры Гончаровы продолжили лепить игрушки для различных музеев и по заказам коллекционеров.

Старооскольские свистульки следует отнести не к крестьянскому искусству, в котором отчетливо проявляется архаический строй, ощутимы, отзвуки языческих времен, а к слободскому, испытавшему заметное влияние городской культуры. Для изготовления игрушек используют поверхностно лежащую глину – “пескушу”, добавляя к ней немного “черной”, более пластичной глины. “Пескуша” после обжига становится белой с легким оттенком цвета топленого молока.

«Как и на всей территории России, баба,  конь, птица, медведь – основные персонажи старооскольской игрушки. Лепка лаконична, форма предельно обобщена, мастерица схватывает только главные детали натуры, опуская все второстепенное, пластически малозначительное.

Женский образ представлен двумя типами: бабка и барыня. Бабка (скорее от слова “баба”, “бабенка”, а не “бабушка”) – женщина, держащая в руках свисток. Барыня – женщина, изображенная в фас, с руками кренделем. “Видишь – руки в бочки, я, мол, ничего не делаю, барыню изображаю!” – комментировала Ольга Михайловна Гончарова. У барыни в отличие от бабки богатое платье, украшенное многочисленными фестончиками – налепами, шикарная шляпа.

Реже встречается “пара” – молодой человек в брюках с лампасами, в высоком цилиндре “под ручку” с барыней. Также можно увидеть “коника на воле” и “коника с седоком”, петушка на высокой ножке-подставке, уточек на трех точках опоры, коровушка, иногда свинью. “Здешние” медведи стоят на задних лапах, в передних держат бочонок с медом, гармошку или медвежонка, барашка, петушка».

Все образцы старооскольских мастериц одновременно реальны и сказочны, всегда добры и праздничны. Излюбленные цвета игрушек – малиновый, красный, зеленый, синий, желтый. Орнамент предельно прост – полоски, многолучевые звездочки, розетки. Роспись яркая, веселая.

Как правило, для лепки игрушек Гончаровы использовали глину серого цвета, собранную на Казацких буграх, которая при обжиге становится белой. Глина вымешивается с песком и небольшим количеством воды до однородной пластичной массы. Традиционной  для нашего  промысла технологией изготовления полости в игрушке-свистке является «морковка наоборот», когда в одной части куска глины делается продолговатая полость для свистка, заканчивающаяся загубником (задняя часть игрушки), для прокола свистка мастер применял плоскую палочку, а из другой части куска глины формуется голова и шея игрушки. Раньше полость делали по технологии «вареника» или «ложки». Элементы этой технологии сохранились и до наших дней, когда  лепят свисток для фигурок дам. Традиционно, старооскольская игрушка  лепится (тянется, формуется) из  одного куска глины. Часто в нужных местах недостаточно глины и она добавляется из общего  запаса глины, их примазывали к фигурке, предварительно смочив водой. По технологии «морковка» катается длинный конус-морковка, в котором в широкой части делается углубление примерно в треть высоты. Края углубления «стягивают» так, чтобы образовалась полость  и в этом месте формуется загубник свистка, Из острой части морковки формуется передняя часть игрушки (коник, баран, птичка, медведь, лиса). Старооскольские игрушки лепятся по морковной технологии. Поверхность игрушки тщательно выглаживается. Для  формовки внутренней части колокола юбки дам, используется довольно толстая палочка с конусной частью на конце. При изготовлении староосколькой игрушки не использовались никакие специальные инструменты. Только пальцы рук мастера полностью формуют игрушку.   Глаза и рот дамам и казакам накалывают тонкой  палочкой- «спичкой»,  или рисуют две черные точки глаза и красную точку- рот. Затем игрушки высушивают и обжигают в печах при высокой температуре. Чтобы игрушка стала прочной и звонкой, она должна раскалиться в печи до красна. При росписи игрушек в последние годы сестры использовали акварельные краски разведенные   обычным или топленым молоком, а вместо кисточки – куриное перо.

Несмотря на внесенные сестрами Гончаровыми изменения, наша игрушка сохранила свой стиль посадской игрушки, целостность формы, гармоничность, пластику.

«Гармонист, сидящий на табурете, Наталья Михайловна называла его Иваном, барыни важные и барышни веселые, петушки и уточки, коровки в пятнышках, барышни с кавалерами, всадники с лампасами и погонами, любимые детворой мишки и лиса с курочкой, барашки с завитыми рожками – в них первого взгляда узнаешь привычных домашних животных. Все игрушки забавны без всякой нарочитой претензии на юмор. Их хочется расставить на столе и погнать на пастбище, как это и делают вполне серьезно маленькие дети».

Сейчас глиняную игрушку лепят не только в Доме ремесел и в центре декоративно-прикладного творчества. С нашей традиционной игрушкой знакомят и во всех школах искусств нашего города, и во многих общеобразовательных  школах, на уроках рисования. Как показатель нашей работы по сохранению традиционной старооскольской игрушки стал ежегодный городской  детский конкурс  глиняной игрушки «Потешный товар». В этом году конкурс проводился в четвертый раз и в нем приняли участие пятьдесят маленьких мастеров из девяти школ нашего города. С большим удовольствием наши маленькие мастера лепят глиняную игрушку. Хочется верить, что эта молодая смена продолжит дело своих предков и не даст угаснуть искорке нашего традиционного промысла.

Само общение с необычайно щедрым, талантливым и открытым человеком, с Натальей Михайловной – для нас это уже школа добра и мастерства. Не много людей такого бескорыстия встречали мы. Это была её естественная потребность.  Наши мастера стараются не прекращать занятия с детьми, сохранить народную игрушку и мы  рады тому, что у старых мастеров появились молодые ученики, которым можно успеть передать свое умение и тогда не порвется связь времен. Давно нет Ольги Михайловны, летом этого года не стало Наталии Михайловны, но есть своя молодая смена, искренне желающая продолжить дело.

И в заключение слова самой Натальи Михайловны Гончаровой, короткая записка, написанная нам – мастерам дома ремесел – как наказ, после которых и добавить нечего: «Этой игрушке-свистульке тысяча лет. Люди еще были неграмотными дикарями, а уже лепили фигурки, как богов, поклонялись им, клали в гробы, отгоняли злых духов. А когда слышали свист, устраивали свистопляски. Эта игрушка в земле не сопреет, в огне не сгорит. Это развитие человечества, поэтому она будет существовать, как сама жизнь».

Библиография

Б. А. Шевченко, М. Б. Шевченко. Изучение и возрож­дение старооскольского гончарного ремесла.

Г.М. Блинов, «Глиняный свист», “Белгородская правда” 25 декабря 1988г. г. Москва

[1] С.И. Ботова и др. Рукотворная краса земли Белгородской. Ч.1. стр. 146.

А.Н. Фрумкин, «Каталог выставки «Народное гончарство России», Москва, Советский художник, 1987 г.

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Мы с вами не согласны. Bookmark the permalink.

2 Responses to Памяти Н.М. Гончаровой.

  1. ZoofOrgarry says:

    Автору респект, спасибо за статью!

  2. exicypertipsy says:

    Вот это да, еще пишут же хорошие статьи, молодец, автору огромный респект.