Проблемы сохранения традиционной культуры.

Эта статья Натальи Никишиной была опубликована в  сборнике материалов III межрегиональной научно- практической конференции «Традиционная народная культура и современный мир», г. Суджа 2-3 декабря 2010 года.

Давно не встречал таких хороших и актуальных работ по проблемам сохранения культуры народа. В статье намечены не просто важные, а сверхважные проблемы сохранения народного искусства.

Немного погрешностей в стилистике, намечены, но не развиты некоторые важные мысли… Но… не хочется критиковать. Эту работу Наташе Никишиной необходимо развить далее. В идеале она должно пройти путь от констатации современного состояния вопроса и идей улучшения ситуации до конкретных планов работ и их реализации. Успехов ей в этой работе.

Не могу согласиться только с несколько замаскированной мыслью, что народный мастер и коммерция несовместимы (возможно, что я не понял что-то). Только в наше время появились “народные мастера”, которые работают на 2-3 выставки в год. Я убеждён, что мастер должен работать на рынок, подтверждая каждодневно своё мастерство там – на рынке, а не в кабинетах чиновников. Да, многая продукция народных промыслов вышла из нашего повседневного  обихода  и, в ряде случаев, вряд ли туда возвратится. Эта продукция перешла в разряд национальных сувениров. И нужно понимать, что это нормально. Совсем другое дело, когда из ученика готовится мастер. Здесь пока рано говорить о коммерции.

Совершенно справедливо в работе противопоставляется“самодеятельное творчество” и “народное декоративно-прикладное искусство”. И неважно, по моему мнению, какая квалификация у современного мастера. Едва научившись что-либо изготавливать, он начинает “творить”. Здесь можно много говорить вообще, но давайте рассмотрим только один пример. Что было бы с гончарным делом в России, если бы современные тенденции перенести в прошлое.

Едва научился подмастерье вытягивать корчажку (а в Старом Осколе этот факт означал рождение нового мастера-горшколепа), как у него появляется зуд “самодеятельного творчества”. Все лепят корчажки круглые, а я буду лепить квадратные в сечении. Над ним все смеются, а он лепит и даже… иногда продаёт их на рынке. Вода камень точит и лет через 80-100, предположим, все считают это нормой. Но подрос внук того самого творца и решил превзойти деда – буду лепить корчажки треугольные… И так далее.

К счастью всё было не так. Поставьте рядом горшок, которому примерно 7 тысяч лет, и современный горшок – прошу прощения – и горшок начала ХХ века. Да… чуть-чуть изменились пропорции, есть небольшие изменения формы и технологии. Самые дотошные “искусствоведы” найдут ещё с десяток отличий. А мы, не очень искушённые, скажем, что наш горшок просто красивее древнего – так нам кажется – хотя чаще бывает наоборот.

Цель каждого мастера – повторить традиционное прикладное (то есть необходимое для жизни) изделие, но сделать его чуть красивее, решая двуединую задачу:

- утвердиться перед другими мастерами и перед самим собой.. да… я, пожалуй, лучший мастер в округе;

- быстрее продать свои изделия на ярмарке и получить множество заказов от тех, кто не успел купить лучшую вещь.

И вот такие изделия народных мастеров самых разных направлений в конце XIX – начале ХХ веков признали произведениями декоративно-прикладного искусства.

Еще три мысли:

1. Настоящий мастер работает на рынок, который его либо признаёт, либо отвергает. К сожалению многие современные мастера работают “на выставки”, производя десяток-другой изделий в год. Ещё недавно такую работу называли “хобби”.

2. В классическом искусстве возможны самые невероятные “шараханья”: натурализм, кубизм, сюрреализм, футуризм, импрессионизм… и прочие “измы”. Народное декоративно-прикладное искусство признаёт только одно направление – идущее, вероятнее всего, ещё с каменного века – разумный натурализм. Например, конь и баран в глиняной игрушке отличаются только формой головы, но даже малый ребёнок их не перепутает.

3. Я, чуть выше, покритиковал горшок, которому 7 тысяч лет. Но это была не критика. Я хотел сказать, что современный горшок нам больше нравится, потому, что мы такие. Но если мысленно перенести наш горшок в пятое тысячелетие до нашей эры, то я совсем не уверен, что наши предки стали бы им восторгаться…

Почему я так подробно фиксирую свои мысли? Потому что в самом конце хорошей статьи делается вот такая непонятная мне констатация: “Фактически происходит подмена русского традиционного искусства декоративно- прикладным или самодеятельным творчеством.”  С этим, конечно, согласиться нельзя. “Русское традиционое искусство” и есть  “декоративно-прикладное”, как его стали называть в конце XIX века, и уж его-то никак нельзя ставить в один ряд с “самодеятельным творчеством”.

Много важных вопросов поднимает автор статьи. Спасибо ей за это.

Текст статьи оригинальный. Я только выделил жирным шрифтом пару мыслей.

3.02.2012 г.                      Борис Шевченко

——————————–

Проблемы сохранения традиционной культуры в современных условиях.

 Директор МУК «Старооскольский Дом ремесел», народный мастер Белгородчины    Н.Н.Никишина

     Цель создания Старооскольского Дома ремесел и учреждений, ему подобных нашего Дома ремесел- сохранение традиционных промыслов и ремесел нашего края, и создавалось оно, чтобы в каждой области и регионе поддержать исконные промыслы, хорошо известные  в научной среде и по  праву являющиеся гордостью народного искусства России- её национальным достоянием. Работу нужно было вести конкретно составив базы данных народных мастеров и поддерживая их творческую работу. В нашем случае интерес к ним ограничивался участием в различных выставках, конкурсах и фестивалях.   К сожалению, к моменту создания домов ремесел – народных мастеров уже почти не осталось, а те, что еще были живы, уже не работали творчески, слишком старые. Перенимать, подхватывать традицию. Для этого нужно создавать условия. Много лет работая в этом направлении, мы чувствуем острую востребованность   мероприятий по популяризации народного традиционного творчества, особенно мастер-классы с показом процесса изготовления предметов. Знакомство современных детей с исторически сложившимся бытом своих предков, дело первостепенной важности. Соблюдая  преемственность поколений, назрела необходимость в ознакомлении их с самобытной культурой  нашего края, его  фольклором и традициями. Мы попытались организовать  «ожившую» экспозицию, где ребята смогли бы совершить экскурсию в народный уклад жизни и самостоятельно проявить свои творческие способности в изготовлении сезонных традиционных русских поделок и игрушек. С программой выходного дня,  где можно  не только увидеть результаты труда народных умельцев прошлого и настоящего, но и самим принять участие в увлекательном процессе создания вещи. Постоянно, на базе такой «живой экспозиции» мы проводим циклы лекториев о традиционных промыслах, в первую очередь самого старинного – гончарного, развитию которого  способствовали природные условия- благодатные залежи глины, а также – о традиционном ткачестве, об изготовлении традиционной обуви, русской тряпичной кукле, традиционном и современном лоскутном шитье….

Здесь мы говорим о популяризации народных традиций. О  развитии восприятия народного мировоззрения.  Для того, чтобы по настоящему обучать народному ремеслу и искусству- необходим другой подход.

Мастера центров ремесел,  занимающиеся самодеятельным творчеством, и имеющие  зачастую не высокий самодеятельный уровень, не в состоянии сохранить традиции. Нести груз ответственности за свое творчество и за свою национальную культуру. К сожалению, не зная своих глубинных народных традиций, нельзя учить народной культуре других, пропагандируя тем самым псевдорусскую культуру.(Выделил я. Ш.Б.)

Если посмотреть на работы, представляемые  мастерами на выставках и фестивалях различного уровня, от районных до региональных, то одним из самых популярных видов «русских» рукоделий стали пэчворк и квилт. Есть еще фриформ, и фелтинг, и квилтинг, и ирландские кружева, и кельтские узлы, и… Всего не перечесть! И это уже не говоря о вышивании крестиком икон и картин классиков- гораздо лучше, чем в натуре смотрятся, да и краски рук не марают.  Есть еще мозаика из яичной скорлупы, риса и гречки, мишки «тедди», декорирование зеркал из «Икеи», расписывание скатертей по трафарету, тиснение по фольге и бумаге, декупаж (тоже кстати лучше росписи, да и салфеточки- просто прелесть!), оригами и амигурами, и скрапбукинг…

А книг про этот пэчворк- завались, и это – не считая журналов и Интенета! Оборудования и приспособлений – море! Ткани и те уже на квадратики нарезаны: шей – не хочу!

Мы не против рукоделии! Как говорится: «Рукоделье- защита от безделья, руки в  заботе пребывают и душе не мешают Богу молиться. Но все же. Народное творчество – это не то, что создал художник или мастер под влиянием сиюминутной эмоции или даже сложного переживания, и не под влиянием моды или впечатления, и уж тем более не из желания «вписаться в тему»; а лишь то, что проверено опытом многих поколений, что пришло к нам из детства целого народа, еще боявшегося оторваться от Мать Сырой Земли, что кормила и поила его. Язычество – детство народов. Постепенно, утрачивая сакральный смысл, обереги превращались в игрушки, а потом и вовсе в сувениры. Но те древние смыслы не исчезли- их хранит наш язык. «Мать» и «материя» как в широком значении этого слова, так и в значении «ткань»- слова одного корня не только в русском языке. К примеру, на латыни: mater- мать, слово «materia»  означает и строительный лес, и ткань, словом, материал, из которого  можно  создать, сотворить нечто материальное. Отсюда и «материк», и «материализация». И отсюда, а не от бедности, бережное отношение к любому лоскуту – тканевому воплощению материального мира.

Есть опасения, что давление со стороны чиновников о создании мастерами сувенирной продукции и сувенирных лавок, может обернуться профессиональной профанацией поддержке и сохранению русской народной  традиции. Примером того, как коммерция может загубить смысл,- тот великий смысл, которым пропитано все народное искусство, и для сохранения  которого, в сущности, и создавались такие учреждения культуры, как наше. Не может быть коммерчески выгодно то, что очень затратно для души. Наши народные традиционные ремесла и промыслы погибают без поддержки, умирают носители старинных традиций. Но национальное самосознание народа очень низкое и поэтому, общество вместо чистого родника народных традиций, чаще всего готово пить низкопробный пошловатый суррогат.  Фактически происходит подмена русского традиционного искусства декоративно- прикладным или самодеятельным творчеством. (Выделил я. Ш.Б.)  Создается впечатление, чуть ли не процветания многих промыслов, вводится в заблуждение не только общественное мнение, призванное защитить государственные интересы в этой области.  Сохранить свои промыслы, или слиться с самодеятельным творчеством и раствориться в мутной воде интернациональной культуры и понятия  «народное искусство» больше не будет.

Суждено ли нам подхватить нить, зацепившуюся за ветку полузасохшего дерева, и завязать узелок, и не дать прерваться удивительному старинному узору…

Библиография

  1. Пустовалова О. «Неиграемое» наследство. 2010 г.
  2. Спесивцев Ю.С. Доклады 1 региональной научно-практической конференции. Курск, 1995 г.
  3. Ю.М. Лужков, С.М. Линович, «Искусство, которое нельзя потерять!» Москва, 2009 г.

.

 

 

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Мы с вами не согласны. Bookmark the permalink.

One Response to Проблемы сохранения традиционной культуры.

  1. I just want to tell you that I’m very new to weblog and definitely savored this website. Probably I’m going to bookmark your blog . You surely have superb posts. Thank you for revealing your web site.