Читая книгу Т. Брыжик – 3.

Рассказы о глиняной игрушке.

 Шевченко Б.А. (часть 3)

Опять из писем Спесивцева от 18 июня 1991 года, стр. 82-83 книги Т.Брыжик.

Да, пожалуй это один из наиболее реальных вариантов возрождения промысла. Вначале мастер сам, жёстко следуя традициям, осваивает народную игрушку различных периодов. Затем этому же учит своих учеников, выводя их в мастера.

Из письма Спесивцева от 4 мая 1992 года, стр.85 книги.

Что то общее есть во всех русских глиняных игрушках, так как они произошли от предметов языческого культа. И чем глубже мы будем изучать любой промысел, тем больше будем находить общих черт как в технологии, так и в сюжетах.

Но если говорить об игрушке XIX – XX веков, то старооскольская игрушка резко отличается по форме и раскраске от других российских промыслов, в том числе и от плешковской и кожлянской игрушки. Не буду тратить время. Достаточно эти игрушки  поставить рядом.

“Потомки украинского населения”. Когда то Киевскую Русь завоеватели разорвали на три больших куска и Константинополь, управляя церковью, одну часть назвал “Малая Русь” (там хозяйничали поляки),  другую “Белая Русь” (там хозяйничали литовцы), а основную часть с центром в Москве “Великая Русь”. В огромной Киевской Руси было много диалектов и в XVIII-XIX веках появилась интеллигенция, которая объявила язык Шевченко и Коцюбинского “украинским”, язык Пушкина и Ломоносова “русским”. Так же появился на свет и белорусский язык. А потом началась борьба в украинским языке с “русизмами”, в русском – с “украинизмами”. А в Старооскольском регионе самые старые бабушки этого до сих пор не знают и говорят на древнем русском языке, в котором полно “украинизмов” и “белорусизмов”. Но это совсем не значит, что они “потомки украинского населения”.

Во времена Ивана Грозного наша местность называлась “Дикое Поле” или “Польская Украина”, то есть окраина государства, граничащая с Польшей.

Сейчас уже некого расспросить про праздники и обряды, вязанные с глиняной игрушкой, о культе, связанном с  волком. Об этом ничего не знали и сёстры Гончаровы. Это можно сейчас только придумать. Но нужно ли это делать? Имеющиеся образцы археологических глиняных игрушек позволяют сказать об их формах примерно с XIV – XVI веков. И эта информация сейчас выставляется на сайте, по мере обработки массива найденных игрушек.

Продолжение следует.

.Смотри здесь.

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Третий цикл 2011-. Bookmark the permalink.

One Response to Читая книгу Т. Брыжик – 3.

  1. Greetings thanks for great article i was searching for this problem very last 2 days and nights. I will look for next valuable posts. Have pleasurable admin.