Чудеса на сайте.

7 июня 2011 года я скачал на сайте: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   по адресу:   http://festival.1september.ru/articles/592349/  следующий материал:

————————————————-

Елена Михайловна Малахова

Место работы: МОУ СОШ №28, г.Старый Оскол
Должность: учитель начальных классов

Статьи автора

  • Кружок “Глиняная игрушка” – одна из активных форм организации учебной и внеучебной деятельности этнокультурного содержания(2010 / 2011 учебный год)

Разработку могут использовать учителя и обучающиеся школы, педагоги дополнительного образования, все, кто интересуется народными промыслами. Материалы могут быть применены при изучении таких учебных предметов, как изобразительное искусство и художественный труд, краеведение, история.

Кружок “Глиняная игрушка” – одна из активных форм организации учебной и внеучебной деятельности этнокультурного содержания

Малахова Елена Михайловна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

————————————-

30 декабря 2011 года на том же самом сайте: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и по тому же самому адресу  http://festival.1september.ru/articles/592349/   я скачал:

—————————————-

Кружок “Глиняная игрушка” – одна из активных форм организации учебной и внеучебной деятельности этнокультурного содержания

Малахова Елена Михайловна, учитель начальных классов
Нежурина Мария Алексеевна, учитель начальных классов
Мельник Ольга Александровна, учитель начальных классов
Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

—————————————-

А далее, в обоих случаях,  шёл идентичный текст. Правда, не помню было ли это в июне, а сейчас появилась в самом конце работы ссылка “ПРЕЗЕНТАЦИЯ”, которая всё равно не открылась.

Елена Михайловна первый раз в июне писала во введении “Разработку могут использовать учителя и обучающиеся школы…” Прошло несколько месяцев и в декабре её использовали ещё три учителя. Что же будет через 3-5-10 месяцев?

Да, я не понял термина “обучающиеся школы”. Надеюсь, что такие в России ещё кое-где остались. Интересно, а что делают с детьми наши обычные “необученные” школы?

Далее я даю оригинальный текст автора (ов). Сразу отмечу, что в целом статья хорошая и хорошее дело она рекламирует. Но то немногое, с чем я не согласен, выделяю в работе синим цветом. Затем я это прокомментирую. Так как я никогда не преподавал в начальных классах, то на вопросах методики  не буду заострять внимание. Я кое что знаю о старооскольском гончарстве и о старооскольской народной глиняной игрушке – вот здесь то я и не во всём согласен с автором (ами).  Читаем.

————————————

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер.

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Одной из важнейших задач современной школы является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения. Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках.

Этнография – наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа. Очень важно с раннего возраста проводить ознакомление детей с различными этническими особенностями народов, населяющих нашу страну.

Включение во внеурочную деятельность младшего школьника этнографического материала способствует формированию национального сознания. “Ты мира не узнаешь – не зная края своего” – такую мысль мы стараемся донести до каждого своего ученика, при этом учим воспринимать историю родного края через переживание событий. Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству на уроках и во внеурочной деятельности – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Во внеурочной деятельности происходит знакомство учащихся с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа.

В нашей школе практикуется включение во внеурочную деятельность различных методов и приемов знакомства с культурой нашего края: беседы, экскурсии по историческим местам Староосколья, экскурсии в краеведческий музей, посещение выставок “Дома ремесел”, встречи со Старооскольскими мастерами, “музейные уроки”, изучение народных праздников, обычаев, изучение народного костюма, кружок “Плетение из соломки”, кружок “Старооскольская глиняная игрушка”, организация и проведение “Праздника урожая”, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам.

Используя этнографический материал на уроках и во внеклассных мероприятиях, формируется у обучающихся уважение и интерес к национальной культуре – культуре многогранной, богатой своеобразными традициями и обычаями. При этом учитель выступает проводником духовной сути народного творчества. Он раскрывает молодому поколению народное искусство и культуру как мир целостности, включающий отношение человека к миру, к своему дому, Родине.

В школьном кружке “Глиняная игрушка” занимаются учащиеся вторых и третьих классов. Глиняные игрушки – вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений, древнейшие игрушки, их лепили еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга. Изготавливали их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа, психология автора.

Во все времена старооскольский край славился своими мастерами глиняного дела, ведь красной и белой глины в окрестностях много. Этим промыслом местные жители, особенно в сельской местности, занимались целыми семьями. Особое место в ассортименте занимали расписные игрушки: нарядные барышни и кавалеры, домашние животные, различные композиции сельского быта того времени, детские свистульки. Ими украшали дома, дарили близким на праздники, радовали своих детишек.

Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Детьми близки и понятны игрушечные звери, птицы. Место и значение народной глиняной игрушки в системе эстетического воспитания детей обусловлены ее художественными достоинствами. В каждом селе или городе, где живут мастера – игрушечники, педагоги стараются познакомить детей с глиняной игрушкой, вызвать интерес у обучающихся к процессу ее изготовления и особенности росписи. Поэтому игрушка становится не только объектом визуального восприятия, но и практической деятельности. В процессе обучения учащиеся приходят к выводу: “Что глиняная игрушка является неотъемлемой частью жизни и воспитания подрастающего поколения”. Осознанного отношения к историческому наследию своих земляков.

Дидактические цели:

  • Исследовать историю возникновения промысла глиняной игрушки Староосколья.
  • Расширить знания о современных народных промыслах России.
  • Знакомство с мастерами Старооскольской игрушки.
  • Научить находить отличительные черты Старооскольской игрушки.
  • Научить лепить Старооскольскую глиняную игрушку

Методическая задача – приобретение навыков практической работы.

В процессе обучения перед учащимися ставятся следующие вопросы:

  • Является ли Старооскольская игрушка народным ремеслом?
  • Что такое Старооскольская игрушка?
  • Как появилась на свет глиняная игрушка?
  • Как изготовить Старооскольскую глиняную игрушку? Является ли Старооскольская игрушка народным ремеслом?
  • Что такое Старооскольская игрушка?
  • Как появилась на свет глиняная игрушка?
  • Как изготовить Старооскольскую глиняную игрушку?

(Прошу прощения, что влезаю в чужой текст. Выделил цветом я. Ш.Б.)

План работы кружка:

  1. Что такое игрушка?
  2. Из истории глиняной игрушки.
  3. Кто был родоначальником появления на свет Старооскольской глиняной игрушки.
  4. Современные мастера игрушки Староосколья.
  5. Символика русской глиняной игрушки.
  6. Приcказки.
  7. Путь глины: от горы до готового изделия.
  8. Изготовление глиняной игрушки.
  9. Выставка готовых изделий.

По окончании изучения обучающиеся готовят творческие отчеты в форме:

1 группа – “Истоки появления Старооскольской глиняной игрушки”;

2 группа – “Мастера глиняной игрушки Староосколья”;

3 группа – “Как изготовить Старооскольскую глиняную игрушку?”

Все обучающиеся лепят из глины свои игрушки, которые демонстрируются на школьной выставке. Посетители нашей выставки могут с уверенностью сказать, что народное ремесло возрождается сегодня в новом качестве, а также становится хранителем русской этнографии, истории и культуры, её логическим продолжением.

Таким образом, возрождая во внеурочной деятельности этнокультурное наследие, посредством изучения глиняной игрушки и, непосредственно, её изготовления, старооскольская глиняная игрушка-говорушка, так ласково её называют местные жители, будет и дальше радовать нас своей простотой и оригинальностью, в которой таится мудрость мастеров многих поколений.

—————————————–

А теперь мои комментарии:

1.  “Во все времена старооскольский край славился своими мастерами глиняного дела, ведь красной и белой глины в окрестностях много. Этим промыслом местные жители, особенно в сельской местности, занимались целыми семьями. Особое место в ассортименте занимали расписные игрушки: нарядные барышни и кавалеры, домашние животные, различные композиции сельского быта того времени,..”

Эта фраза почти полностью переписана из статьи А. Люцко “Глиняная игрушка – душа Оскольского края” (“Белгородские Известия” от 12 сентября 2008 года). Где эти данные взял А. Люцко – я пока не знаю, возможно придумал сам.

Почти всё в этой фразе – от лукавого. Старооскольский край славился своими гончарами из Старого Оскола. Было ещё небольшое гончарное ремесло в селе Орлик, но качество глины там было значительно хуже. Красножгущейся глины много в логу возле села Николаевка, но она мало использовалась гончарами. Беложгущаяся глина добывалась с большими трудами в районе леса Горняшка и стоила довольно дорого. Под термином “белая глина” обычно в литературе понимается “каолин”, которого в окрестностях города не было.

Игрушки до начала ХХ века трудно назвать расписными (на моём данном сайте несколько сотен фотографий таких игрушек) и особое место у гончаров-ремесленников  они не занимали – баловство. Это был промысел женщин и детей. Не знаю, какие игрушки лепили в Орлике, но в старооскольской игрушке до ХХ века не лепили “нарядные барышни и кавалеры, различные композиции сельского быта того времени”.

2. “Кто был родоначальником появления на свет Старооскольской глиняной игрушки.”

Очень интересный и оригинальный вопрос. Интересно, что говорят по этому поводу дети и учителя? Лично я бы на него ответить не смог. Я располагаю старооскольскими глиняными игрушками с XIV века, но не уверен, что те мастера “были родоначальниками” нашей игрушки. Я подозреваю, что у нас её лепили ещё в каменном веке. А тогда на игрушку сертификаты соответствия не заполняли, кажется. И наверняка ИП не регистрировали в налоговой. Как узнать родоначальника?.. Ума не приложу.

3.   “Все обучающиеся лепят из глины свои игрушки, которые демонстрируются на школьной выставке. Посетители нашей выставки могут с уверенностью сказать, что народное ремесло возрождается сегодня в новом качестве, а также становится хранителем русской этнографии, истории и культуры, её логическим продолжением.

Таким образом, возрождая во внеурочной деятельности этнокультурное наследие, посредством изучения глиняной игрушки и, непосредственно, её изготовления, старооскольская глиняная игрушка-говорушка, так ласково её называют местные жители, будет и дальше радовать нас своей простотой и оригинальностью, в которой таится мудрость мастеров многих поколений.

Я бывал на многих выставках детского творчества и могу сказать только одно “Боже спаси нас от такого нового качества и такого логического продолжения.”

Зачем по этому поводу такие громкие слова. Скажите честно – рассказываем и показываем детям глиняную народную игрушку, учим обращаться с глиной и дети что-то там лепят, а мы им даём за это грамоты и призы. Ну и прекрасно! За те часы, что учителя занимаются с детьми, научить их народной игрушке невозможно. Этим нужно заниматься очень серьёзно, даже профессионально. Учитель в школе может только обратить внимание на ученика, у которого что-то похожее получается и порекомендовать ему заняться игрушкой более основательно под руководством мастера.

Да, кстати, основные мысли и громкие слова этих двух абзацев я уже читал в той же самой статье А. Люцко.

2.01.2012 г.                      Борис Шевченко

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Мы с вами не согласны. Bookmark the permalink.

30 Responses to Чудеса на сайте.

  1. Greetings thanks for wonderful article i used to be searching for this concern final a couple of nights. I’ll look for following valuable posts. Have fun admin.

  2. I needed for this weblog article admin actually thanks i will glance your future sharings i bookmarked your weblog

  3. kız says:

    you are really amount a person admin your running a blog is amazing i continually check your webpage i’m positive you might be the top

  4. Alexsis says:

    Хороший сайт. Автор все таки смог донести свои слова до читателей.

  5. sikiş izle says:

    Fantastic put up admin thank you. I observed what i used to be searching for here. I’ll review overall of posts on this day time

  6. diesel saat says:

    Hello admin very good publish much thanks beloved this weblog genuinely considerably

  7. i cant get how you’ll be able to reveal like this wonderful posts admin very much thanks

  8. Good article admin! i bookmarked your website blog. i will look ahead when you could have an e-mail record adding.

  9. i bookmarked you in my browser admin thank you a lot i is going to be trying to find your future posts

  10. müzik indir says:

    hey admin thanks for wonderful and easy understandable publish i beloved your web site website definitely a lot bookmarked also

  11. dizi izle says:

    Hello admin good publish considerably thanks cherished this website really much

  12. hentai says:

    i bookmarked you in my browser admin thank you a lot i will likely be in search of your future posts

  13. Mobilya says:

    I used to be curious about your upcoming post admin actually wanted this web site super wonderful blog site

  14. Dekorasyon says:

    Hello admin beneficial publish significantly thanks adored this weblog seriously a lot

  15. oh my god fantastic submit admin will check out your weblog always

  16. geniz eti says:

    you happen to be really variety a single admin your running a blog is incredible i constantly check your webpage i am positive you will be the top

  17. Teknoloji says:

    hey admin thanks for fantastic and uncomplicated understandable post i liked your blog site internet site actually much bookmarked also

  18. i cant get how you can reveal like this remarkable posts admin very much thanks

  19. film indir says:

    i bookmarked you in my browser admin thank you a lot i is going to be looking for your future posts

  20. Hello admin great put up much thanks adored this blog really a lot

  21. örnekleri says:

    oh my god great publish admin will examine your website generally

  22. i bookmarked you in my browser admin thank you a lot i will likely be looking for your next posts

  23. Carrie says:

    whoah this weblog is excellent i love studying your posts. Keep up the great work! You already know, many people are hunting round for this information, you could aid them greatly.

  24. May I reference part of this on my blog if I include a link to this webpage?

  25. Beatiful design! How did you get that layout?

  26. Great site! How did you get that awesome design?

  27. Serita Harrellson says:

    An interesting discussion is worth comment. I think that you should write more on this topic, it might not be a taboo subject but generally people are not enough to speak on such topics. To the next. Cheers

  28. Xbox 360 20GB жесткий диск says:

    Discovered your short article pretty exciting without a doubt. I seriously liked studying it therefore you make fairly some excellent points. I will bookmark this website with the upcoming! Relly good content.

  29. Kurt Deavers says:

    Very interesting information!Perfect just what I was looking for!