Каноны промысла – 2, часть 5.

Каноны промысла – 2.

Б.А.Шевченко

 (Часть 5)

9. Где оскольские гончары глину брали?

В [4] утверждается, что: “Гончарный промысел был сосредоточен исключительно в Казацкой слободе… открытые пласты глины, вода – рядом.”

В [5] читаем:  “С незапамятных времён старооскольские гончары селились неподалёку от Казацкой слободы, где высились целые горы так называемой чёрной глины, пригодной для изготовления посуды.»

В [6] читаем:  «Глину копали в Казацком логу…яма от 10 до 20 метров…»

В [11]  утверждается, что  “…красной и белой глины в окрестностях много.”

Тот же автор в [7] повторяет: “… ведь красной и белой глины в окрестностях много”.

В [12]  узнаём, что для игрушек “…мастера добывали белую глину высокого качества. Доставали её непременно зимой, кололи мерзлоту руками (образовывались колодцы метров в 30 в ширину и 20 в глубину) и вытаскивали вёдрами на верёвках.”   Напомню, что речь в заметке идёт о сёстрах Гончаровых.

Ранее эти же фантазии, с добавлением, что копали на “Казацких буграх” и со ссылкой на сына гончара, были описаны в работе [13].

И там же, в [12] “В целом Белгородчина богата голубой глиной,  зелёной и особенно красной.

В [9] утверждается, что: «В Староосколье одним из древнейших промыслов был гончарный. Его развитию способствовали многочисленные залежи глин.”

Немного критики – как без неё?

 Всё что было опубликовано в СМИ за эти годы по этому поводу – фантазии авторов. Простой вопрос – где гончары брали глину? Что нужно было сделать добросовестному “специалисту” или корреспонденту? Выбрать полчаса времени, зайти к Дмитрию Ивановичу Распопову – царствие ему небесное, недавно умер – и расспросить его. Или расспросить сестёр Гончаровых. И всё. Но это слишком просто. И вот один выдумывает, что глина высочайшего качества лежала просто кучами на Казацкой – куда не глянь, бери – не хочу [5].  Другой подумал, что это слишком просто и придумал свою фантазию, что глину можно копать только зимой и только руками, предварительно выкопав в Казацком логу колодец фантастических размеров и с глубины 20 метров – вёдрами на верёвке и так далее.

Про 20-метровые ямы я уже где-то читал, правда там шла речь об оскольских гончарах, а в данной статье говорится о трёх хрупких девочках, которые рано остались без родителей и им пришлось разрабатывать голыми руками…   Я подумал – а сколько же  грунта сёстрам Гончаровым пришлось вытащить… вёдрами на верёвке, пока они добрались до гончарной глины? Несложные подсчёты показали, что около 450 тонн. Впечатляет? Конечно. Но, что-то не верится.

А теперь – по существу.  В статьях не только неверные утверждения, но  и неправильная терминология. Не было много глины гончарной в окрестностях города. А глина была нескольких сортов:

1. “красножгущаяся” – её копали довольно просто в николаевском логу. Вся глина была рыжего одинакового цвета, но после обжига она приобретала цвета от бледно-телесного (в нижней части лога) до кирпично-красного (в верхней части). Из этой глины делали некоторую не ответственную посуды, а также трубы, подставы (горизонтальные дымоходы), рыбацкие грузила. Копали её в склонах лога у селения Николаевка. При необходимости, гончары копали и завозили эту глину сами.

2. “беложгущаяся” – её копали шахтным способом на  глубине от 4 до 10 метров в лесу Горняшка и стоила она довольно дорого. Эта глина была чёрного цвета с синеватым оттенком – гончары звали её “синика”. После обжига глина давала черепок снежно-белого цвета, иногда с небольшой желтизной. Заготавливали “синику” зимой шахтным методом люди, которые на этой работе специализировались – это был их зимний промысел. Этих людей называли «копачи». Это был тяжёлый и опасный труд. Воз глины стоил в разное время различные деньги, но это была дорогая глина.  По словам последнего гончара Старого Оскола Дмитрия Ивановича Распопова, копачи добывали до 70-80% объёма синики. Остальную глину копали некоторые гончары сами, в частности, из его соседей – Павел Борисович Распопов с родственниками. Это была основная глина наших гончаров, из которой они делали качественную посуду.

3. Похожую  глину, но с большим содержанием песка (более 50%), иногда “для экономии” копали в некоторых местах на Казацких буграх и добавляли немного в “синику”. Она была серого цвета, звали её “пескуша”  и после обжига давала хрупкий белый черепок. Сёстрам Гончаровым я  приносил для игрушек пескушу, которую копал  в  логу в конце улицы Меловая. Эту глину гончары немного копали сами, по мере необходимости, но она для изготовления посуды не подходила.  Её же, чаще всего, использовали  свистюлишники.

4. По словам Д.И. Распопова была ещё “плохая” гончарная глина. По цвету она напоминала “пескушу”, но при обжиге получался ноздреватый серый черепок. Где её копали – я не догадался спросить у Дмитрия Ивановича, но гончары её покупали очень редко для изготовления самых не ответственных изделий. Из такой глины иногда делали, например, грузила для рыбацких сетей.

5. Было много глины в городе и окрестностях, которая не являлась гончарной – она лопалась или даже рассыпалась при обжиге. Д.И.Распопов говорил, что её можно было использовать только для того, чтобы “мазать печки и завалинки”.

Утверждается, что [12] Белгородчена богата “голубой глиной,  зелёной и особенно красной.” Постоянно говорится и о  “белой глине”.  Для сведения: под термином “белая глина” обычно в литературе понимается “каолин”, которого в окрестностях города нет. Очень возможно, что в Белгородчине много зелёной и голубой глины – я этого пока не знаю. Знаю, что голубая глина довольно дорогая, обладает особыми лечебными свойствами и буду очень признателен тому, кто подскажет, где её можно накопать.

На фото образцы гончарных глин: “синики”, “пескуши” и красножгущейся глины. Глина размочена, немного промята и высушена. Из “пескуши” удалён песок. Эти образцы я обычно показываю слушателям семинаров, когда говорю о наших глинах.

А это игрушки XIV-XVI века. Коник из красножгущейся глины телесного цвета; птичка, утушка и погремушка из беложгущейся глины;  коник из низкокачественной глины.

Цитируемые источники:

4. Чебанова Т.Д., Игрушка на радость. “Большая руда”, 26 ноября 1999 г.

5. Маяковский М.  Жили у бабуси… глиняные гуси. «Белгородские известия». 30 декабря 2000 г.

6.  Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура. Старый Оскол. Изд. ТНТ, 2003.

7. Люцко А.,  Волшебная глина. “Белгородские Известия”, 24 июня 2009 г.

9. К. Белоус, Старооскольская глиняная игрушка.Без даты. Сайт создан, предположительно не ранее 2010 г. http://jes-j.narod.ru/regosobdpt3c.html

11. Люцко А.,Глиняная игрушка – душа Оскольского края. “Белгородские Известия”, 12 сентября 2008 г.

12. Из истории старооскольской глиняной игрушки.“Белгородские Известия”, 5 декабря 2009 г.

13. Н.Шакалова, Жили-были на Подгорной гончары. газ. “Смена”, 10 декабря 2008 г.

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Третий цикл 2011-. Bookmark the permalink.

Comments are closed.