Образ барана в глиняной игрушке.

Такой доклад был сделан  в этом году на международной конференции в СТИ МИСиС на секции гуманитарных наук. Устроители решили сборник трудов конференции не публиковать в бумажном виде, а только выложить в Интернете на сайте института. 

Размещая статью на своём сайте, я существенно дополнил её новыми материалами и подходами.

24.12.2012 г.              Борис Шевченко

Образ барана в старооскольской народной глиняной игрушке.

Б.А. Шевченко

(VIP)

Внимание!   

Начиная с этой публикации только в статьях VIP я буду определять возраст археологических глиняных игрушек и принадлежность их одному мастеру при помощи биолокации. Я думаю, что погрешность в плюс-минус 5 лет достаточно хорошая, хотя эту погрешность можно и уменьшить, в принципе. Попробую.
Один “специалист” сказал мне: – “Я не знаю, что это такое, но считаю, что это всё чушь.”

Такие специалисты могут не обращать внимание на эти данные. А лучше попытаться освоить это интересное дело (я имею в виду биолокацию), что можно сделать, изучая уроки на моём сайте   http://shevab47.tmweb.ru

Кто увлекается биолокацией, может мои данные, естественно,  легко поверить и, если будет расхождение, обязательно сообщить мне. Подумаем вместе о причинах и вопрос решим.

 История фигурки барана

Баран – один из древнейших предметов языческого культа русичей.  Его много находят археологи в славянских погребениях VI – VIII веков и при раскопках древних русских городов X – XIV веков. Фигурка барана появилась практически одновременно с фигурками коников и птичек, хотя баран и не стоит в мифологии так близко к Солнцу, как конь и птица.

Считается, что фигурка барана – символизировала плодородие и могущество, а, несколько позднее,   быстрый рост и здоровье. Примерно такая же символика и у фигурки коровы, которая появилась в игрушке несколько позднее барана.

С распространением христианства на Руси, с ритуальными фигурками языческого культа велась жестокая борьба. Противоречие: языческие фигурки должны быть в семье и не должны быть, наш народ разрешил просто – эти фигурки стали называть игрушками и начали дарить их детям. По народной традиции детям с 4-5 месячного возраста полагалось подарить фигурку барана (или коровы).

Шли годы. Забывались языческие символы. Фигурка барана на какое-то время не стала такой популярной, как была прежде. Практически возродили эту фигурку сёстры Гончаровы и даже придумали новую фигурку «барашек» на двух ножках.

Старооскольские бараны XV – XVIII веков

К этому периоду относятся игрушки из Клада-1 и его окрестностей.

В это время в Старом Осколе лепили в большом количестве вот таких круторогих баранов.

Обратите внимание: рога – два с половиной оборота, простая раскраска наклонными линиями охрой, задние ноги короче передних, что характеризует скрытую динамику фигурки.

Сенсор сказал, что в XV-XVI веке баранов в Осколе лепили, но в нашей коллекции таких баранов нет.

Это головка барана примерно 1630-х  годов (1635 плюс-минус 5 лет). Уникальная завивка рогов – вперёд и примерно 1,2 оборота. Глубокая наколка глаз довольно толстой палочкой, обзначен рот и проколоты той же палочкой ноздри.

А это два крупных фрагмента баранов примерно 1660-х годов с раскраской охрой и без раскраски. Рога здесь и далее завиты назад на 2,5 оборота.

Эти же бараны с наколкой глаз и рта плоской палочкой и без наколок.

Два барана примерно 1750-х годов: с раскраской охрой; с наколкой глаз и рта и без наколок.

Эти три барана тоже примерно 1750-х годов с минимальной раскраской и без раскраски, с наколками глаз и рта, и без наколок.

Это бараны 1790-х годов различных мастеров. Похоже, что правого барана лепил более трезвый свистюлишник, так как оба рога закручены одинаково на 2,5 оборота, наколоты не только глаза и рот, но и ноздри одной и той же палочкой, хотя глаза наколоты довольно высоко. Левый баран – образец халтурной работы…

У левого барана левый рог  закручен на 1,8 оборота, а правый – на 1,5. Но самое интересное, что рот этот мастер решил наколоть барану на лбу. Да этот баран ещё и попал в технологию обжига с задымлением или зачернением.

Старооскольские бараны в XIХ -  ХХ веке.

 К этому периоду относятся игрушки из  Клада-2 и его окрестностей, игрушки cестёр О.М. и Н.М. Гончаровых, и Шамыгиной Л.П.

Не знаю, как это объяснить, но в Кладе-2 фигурка барана, или даже характерные фрагменты не найдены, хотя сёстры Гончаровы утверждали, что их мама такую фигурку иногда лепила.

В окрестностях Клада-2 (метров на 150-200 ниже по Меловой) были найдены четыре небольших фрагмента барана, которые биолокация отнесла к началу XX века.

Вот этот крупный фрагмент барана-уродца и два фрагмента головок барана сенсор отнёс примерно к 1910 году, причём фигурки лепили три различных мастера.

Для нас было совершенно неожиданно увидеть раскраску барана охрой – рисунок практически не виден, но видно, что он был – в игрушке начала ХХ века. До сих пор мы считали, что раскраска охрой игрушек закончилась примерно в начале XIX века. Необходимо на этот факт обратить внимание при определении возраста игрушек других типов.

А головка этого барана интересна тем, что рожок завёрнут на 2,75 оборота. И нет наколок глаз.

Головка вот этого барана изготовлена из низкокачественной глины и уж очень небрежно были наколоты глаза.

Очень интересная головка этого барана, примерно 1930 года. Глаза и рот наколоты довольно толстой и овальной палочкой. Правый рожок – 2,3 оборота, левый – 2,1 оборота. Из под рогов торчат уши – ранее на эту “мелочь” мастера просто внимания не обращали. Сверху на головке прилеплен какой то чубчик.

Рассмотрим эту головку барана так…

И ещё вот так.

Закончились археологические фигурки баранов. Варианты их раскраски охрой приведу в приложениях. А пока посмотрим баранов конца ХХ века.

Лариса Павловна Шамыгина фигурку барана не лепила.

Ольга Михайловна и Наталья Михайловна Гончаровы практически возродили фигурку барана на четырёх ножках и создали новую фигурку «барашка или баранчика» – на двух ножках.

Слева баран на 4 ножках. Передние и задние ножки практически одной длины. Рога  уходят вверх и закручены примерно на 0,7 оборота. Глаза наколоты заострённой спичкой. Справа баран на 2 ножках (барашек, баранчик). Рога  уходят вверх и закручены примерно на 0,9 оборота. Глаза и ноздри наколоты заострённой спичкой.

Фигурка баранчика на двух ножках почти не отличается от фигурки птички, поэтому сёстры Гончаровы, не задумываясь, нанесли баранчику на грудку солярный знак, хотя он, конечно, никогда не был слугой Солнца.  В солярном знаке видим наложение красок, чего нет в их ранних игрушках.

У гончаровских баранов другая технология лепки рожек. В археологических игрушках пара рожек лепилась отдельно и примазывалась к головке, что давало горизонтальную головку в верхней части. Сёстры Гончаровы, как бы, лепили коника, но оттягивали у него уши и заворачивали их в рога. Это давало совершенно другую форму головки барана в верхней части.

Здесь я планирую разместить фото баранов с раскраской другой, а также их сравнение с птичкой.

 

Некоторые  выводы:

1. Очень жаль, что пропал древнерусский  круторогий баран в старооскольской игрушке, которого много лепили лет 300-400 назад.

2. До начала ХХ века глиняные игрушки не красились, или на игрушки из беложгущейся глины  наносили наклонные  линии  минеральной краской (суриком). Минимальное использование различных красок началось в начале ХХ века.

3. Сёстры Гончаровы во второй половине ХХ века самостоятельно придумали многие мотивы раскраски своих игрушек, используя несколько красок и даже (крайне редко) наложение красок. Некоторые мотивы раскраски сёстрам подсказали искусствоведы и коллекционеры.

Приложения.  Раскраска старооскольских археологических баранов.

Я специально привожу оригиналы наших зарисовок раскраски баранов из Клада-1, сделанные в 1993 – 94 годах, когда рисунок был лучше виден на игрушках, особенно если их намочить водой. Тогда мы считали, что раскраска велась ангобой. Сейчас считаем, что это был всё -таки сурик.

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Третий цикл 2011-. Bookmark the permalink.

Comments are closed.