Старооскольская глиняная игрушка: вчера, сегодня, завтра.

“Традиционная народная Старооскольская глиняная игрушка – как памятник духовной и материальной культуры русского народа”.

Про эту статью я узнал от Ксении Белоус , с большим трудом нашёл её в Интернете.  Название статьи и рубрика, под которой она опубликована, очень громкие и многообещающие. Я не буду комментировать всю статью, а только – “заблуждения”.  Всё, с чем я не согласен с автором выделю в статье синим цветом и ниже кратко прокомментирую.

———————————

http://cdpt-oskol.ru/

http://cdpt-oskol.ru/narod_prom/8-starooskolskaya-glinyanaya-igrushka-vchera.html

Старооскольская глиняная игрушка: вчера, сегодня, завтра.

29-09-2009, 14:09Раздел – Народные промыслы

Традиционная народная Старооскольская глиняная игрушка – как памятник духовной и материальной культуры русского народа.

Сегодня, когда, старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России», уже гораздо смелее применительно к ней можно пользоваться такими гордыми прилагательными – определениями. И всё же, самым убедительным доказательством своей исторической и художественной ценности является она сама. Чуть менее известна, чем Филимоновская или Дымковская, она лишь потому, что город Старый Оскол во время развития в нём гончарных промыслов принадлежал к Курской губернии. Предполагается отсюда, что долгое время она считалась одной из разновидностей Курской глиняной игрушки. Но нет в ней причудливости «вытянутых» форм Филимонова, богатства и роскоши лепного декора Дымки, не сверкает она щедрой глазурью Липецкой глиняной игрушки. Но и не признаёт она и подчёркнутой скромности декора игрушки Курской. У неё, что называется, лицо своё.

В отличие от выше перечисленных, и здесь не упомянутых, Старооскольская игрушка ни чем не тонируется, не глазуруется. Мастера Оскольского края, отдавая дань благородству материала в котором они работают, словно предлагают зрителю полюбоваться и оценить выразительные свойства глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых и быстрых рук мастера, поверхность игрушки лишний раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, сошедшихся вместе в этом волшебном материале. Недаром на Руси гончаров причисляли к волшебникам. Органично вливается сюда энергия особая – энергия души мастера, его мысли и чувства, его индивидуальное видение мира. И здесь в игрушке, мы встречаем не что иное, как попытку человека через свои первые шаги в искусстве привести к гармонии свои хаотические представления о мире – таком необъятно – огромном, непонятном, и потому агрессивном.

Необъяснимое – надо увидеть, то есть, вообразить. А для того, чтобы воображённое стало по настоящему видимым, его надо воплотить. Воплощённое, эстетически организованное успокаивает. А то, что можно взять в руки, легко переставить с полки на полку – вдвойне. Скорее этим объясняются простота и лаконичность образов глиняной игрушки – доступностью восприятия. Обусловленные принадлежностью к промыслу, то есть необходимостью заработать, простые, отработанные временем, «скорые» приёмы лепки, передающиеся от поколения к поколению «традиционные» это то, что роднит Старооскольскую игрушку с любой другой народной игрушкой – непременной спутницей почти повсеместно существовавших на Руси гончарных промыслов.

Это, возможно вынужденная, а может намеренная простота компенсируется семантическим богатством, наполненного символическим значением декора, в Старооскольской игрушке – росписи.

Судьба гончарного ремесла в Старом Осколе во многом повторяет судьбы многих русских народных промыслов. Старооскольский гончарный промысел возник в 16 веке. Наряду с другими кустарными промыслами, в прошлом, гончарное производство занимало значительное место в развитии нашего края. Говоря о гончарном промысле, невозможно не упомянуть о глиняной игрушке – развивающейся как сопутствующий промысел. Несложную в исполнении игрушку лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами. Особенностью Старооскольской игрушки является живая наивность образа, мягкие, пластичные формы, чистый, глубокий звук свистулек. В начале 20 века промысел стал исчезать, хотя нельзя сказать, что был утрачен совершенно. В 50-е годы была предпринята попытка возродить промысел глиняной игрушки. Однако настоящий интерес к игрушке вернулся в 80-е годы 20-го века, и возрождение его связано с именами старейших мастериц Ольги Михайловны (1913-1997г.г.) и Натальи Михайловны Гончаровых, перенявших мастерство лепки у своей матери ещё в 30-е годы 20 века. Наталья Михайловна, несмотря на свой довольно преклонный возраст (1918г. р.), лепит игрушку и в настоящее время. В 2008г. 23 августа Наталья Михайловна готовится встретить свой 90- летний юбилей. Хотелось бы, чтобы для города он не остался не замеченным.

Изучая её творчество, выросло уже не одно поколение современных мастеров, среди которых народные мастера Старооскольской игрушки Владимир Иванович и Татьяна Викторовна Лобынцевы, Валентина Павловна Пырьева, Валерий Евгеньевич Шевцов, Татьяна Анатольевна Шиян.

Явная представительница иной эпохи, игрушка вызывает большой интерес к себе, становясь ярким украшением выставок, творческих площадок городских праздников, народных гуляний, фестивалей народного творчества. Старооскольская игрушка заслуженно приближается к статусу художественного символа города Старый Оскол. В настоящее время в городе работают Центры по изучению и пропаганде декоративно – прикладного творчества. Так в Старооскольском Центре декоративно – прикладного творчества работают с высокой отдачей творческих сил Народные мастера Старооскольской игрушки В. И. и Т. В. Лобынцевы. Владимир Иванович и Татьяна Викторовна много лет преподают в Старооскольской школе искусств им. Эрденко. Они – авторы собственной методики преподавания «Старооскольская игрушка», которая стала лауреатом 2 степени конкурса профмастерства Международного фестиваля художественного творчества «Мир вокруг нас», проходившего в августе 2007 г. в. г. Сызрань Самарской области. В. И. и Т. В. Лобынцевы успешно руководят клубом по изучению Старооскольского гончарного промысла «Традиция», образованного при Старооскольском Центре декоративно – прикладного искусства, членами которого являются преподаватели общеобразовательных школ, руководители кружков, мастера декоративно – прикладного искусства города и просто любители. Клуб занимается изучением истории возникновения и развития традиций местного гончарства. Задача клуба возродить утрачиваемые традиции для будущих поколений, обучить новых мастеров для того, чтобы не дать в дальнейшем угаснуть этому промыслу. Педагоги, которые посещают занятия, распространяют полученный опыт в школах. Это немаловажно – давать детям знания об истории родного края, о местных традициях, воспитывать детей в духе патриотизма, развивать чувство красоты и гармонии. Ведь в традиционном народном творчестве заложен огромный потенциал, потому что оно – результат деятельности многих поколений, в нём аккумулирован огромный опыт всех мастеров. Каждый мастер вкладывал в игрушку свои наилучшие представления о красоте и мире, отсекая всё лишнее, случайное. В результате складывались поистине совершенные, неповторимые формы.

Старооскольский промысел – это просто кладезь духовности и эстетики, и мы должны воспитывать подрастающее поколение нашего края именно на своих местных традициях.

Директор МУК «СЦДПТ» И. В. Белых.

—————————–

Мои комментарии:

1. Чуть менее известна, чем Филимоновская или Дымковская, она лишь потому, что город Старый Оскол во время развития в нём гончарных промыслов принадлежал к Курской губернии. Предполагается отсюда, что долгое время она считалась одной из разновидностей Курской глиняной игрушки. Но нет в ней причудливости «вытянутых» форм Филимонова, богатства и роскоши лепного декора Дымки, не сверкает она щедрой глазурью Липецкой глиняной игрушки. Но и не признаёт она и подчёркнутой скромности декора игрушки Курской. У неё, что называется, лицо своё.  

Хорошо написано, красиво, только понять ничего нельзя. При чём здесь Курск? Можно подумать, что “дымка” и “филимоново” только потому и известны, что не принадлежали Курской губернии?  На эту тему я подробно писал в Канонах промысла пункт 10 (Часть 8.)   Просто для сведения – Старый Оскол никогда не входил в Курскую губернию. Было время, когда Старооскольский уезд был частью Курского наместничества.

… скромность декора игрушки Курской” – а кто её видел – курскую игрушку? В Курске не было своего промысла глиняной игрушки. Он снабжался игрушкой из Кожли и ещё множества деревень, в окрестностях города, где игрушку лепили.

2. В отличие от выше перечисленных, и здесь не упомянутых, Старооскольская игрушка ни чем не тонируется, не глазуруется. 

Поливная игрушка  изготавливалась небольшими партиями в Старом Осколе  довольно непродолжительное время – только во второй половине XIX- самом начале ХХ века и стоила она довольно дорого. Из около 400 археологических игрушек, найденных нами в городе и окрестностях, на сегодняшний день поливных найдено только 4 штуки: коник, юбка бабы и 2 птички (+ 2 поливные ножки коников). Подробнее о поливной игрушке можно прочитать в разделе “Каноны промысла-1” пункт 6, (Часть 6.). Там же приведены и фотографии поливных игрушек.

В археологических находках игрушек зачернённых (тонированных) – единичные экземпляры. Я считаю, что это произошло случайно. Так же считали и сёстры Гончаровы. На эту тему можно посмотреть более подробно информацию и фотографии в работе “Каноны промысла-1″ пункт 13 (Часть 10.) . 

3. Это, возможно вынужденная, а может намеренная простота компенсируется семантическим богатством, наполненного символическим значением декора, в Старооскольской игрушке – росписи.

Напомню, что речь здесь идёт о традиционной игрушке. Семантика – наука о смысловом значении знаков. То есть автор видимо утверждает, что, расписывая игрушку, мастера выражали определённые мысли.

На самом деле в старооскольской народной глиняной игрушке с XV века и до бабушек Гончаровых многоцветности в росписи не было. Роспись если и была, то очень скромная. Об этом я уже подробно писал в 9 статье о канонах промысла-1. А до сестёр Гончаровых знаками были только: параллельные наклонные линии; кривые линии; крест; дерево; радиально расходящиеся линии; небольшие закрашенные участки.

Роспись современной игрушки (конца ХХ века) – это заслуга сестёр Гончаровых и некоторых «искусствоведов», которые подсказывали сёстрам – как игрушку лучше расписывать. Сёстрам показывали элементы орнамента и ничего не говорили о его семантике. Некоторые элементы орнамента (или росписи) они придумывали сами.

4. Старооскольский гончарный промысел возник в 16 веке.

Если учесть мнение местных “специалистов”, которые говорят, что игрушка появилась в XIX веке, то это заявление достаточно смелое.

В Старом Осколе было развито гончарное ремесло, то есть основная работа, приносящая основной доход семье. Производство глиняной игрушки было промыслом, то есть работой, которая выполнялась в свободное время и позволяла получить дополнительный попутный заработок.

Самые старые глиняные игрушки, найденные в Старом Осколе,  археологи относят к XIV-XVI векам. Я об этих игрушках пишу, что они XV-XVI века. Есть письменное упоминание Оскола в XV веке (Никулов). На эту тему я  писал в Канонах, пункт 14 (Часть 10.)

В районе Клада-1 глиняных игрушек, метра на 2, 5 ниже древнего горна (рыли местные жители погреб для гаража) мы обнаружили линзу культурного слоя в котором нашли кусок глиняной сковороды, которую археологи относят в каменному веку. Очень возможно, что гончарство началось в нашей местности ещё лет 20-30 тысяч назад. Но археологи на территории города никогда не работали.

5. Несложную в исполнении игрушку лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами.  

Никогда гончар не будет специально лепить игрушку, чтобы заполнить пустое место в горне. Никогда нормальный гончар не пустит свистюлишника со своими игрушками в горн, а особенно, если горн заполнен поливной посудой. Это связано с технологией обжига посуды, загрузки и разгрузки горна.

Как же игрушку обжигали в горне?

От Дмитрия Ивановича Распопова я слышал, что многие гончары лепили небольшой горн во дворе для обжига игрушек и обжигать их должен был старший сын. Так гончары учили своих сыновей, будущих гончаров,  работать с горном.

А прежде игрушку обычно обжигали - в верхнем слое черепков, прикрывающих обжигаемые изделия в горне. Когда горн загружен посудой, он должен быть “зачареплён”, то есть на посуду укладывается до 10-12 слоёв крупных черепков неполивной посуды. Вот только здесь, вместо нескольких слоёв черепков, гончар разрешал уложить глиняные игрушки. И если игрушки были не свои, то обжиг их осуществлялся гончаром, как правило, не “за спасибо”. Свистюлишник обычно помогал гончару переносить посуду, загружать и разгружать горн.

6. В начале 20 века промысел стал исчезать, хотя нельзя сказать, что был утрачен совершенно. В 50-е годы была предпринята попытка возродить промысел глиняной игрушки. Однако настоящий интерес к игрушке вернулся в 80-е годы 20-го века.

Речь идёт о промысле игрушки. Как всё просто – взял промысел и стал исчезать. Молодежь не захотела играть старыми глиняными свистульками – подавай им фабричные жестяные машинки, целлулоидных лебедей  и резиновые пищащие собачки.

А дело было далеко не так. Гончарное ремесло и промысел глиняной игрушки были целенаправленно уничтожены. Не могла советская власть примириться с частным предпринимательством. Власти пытались объединить гончаров в артели, но они отказывались. Тогда ввели жестокие налоги – гончар должен был заплатить налог больше, чем мог заработать на продаже своих изделий. А в 1931 – 34 голодных годах люди падали на улице и умирали.  В это время вымерли многие семьи гончаров.

Некоторые свислюлишницы, чтобы выжить с детьми во время войны (мужья то были на фронте), начали крадучись лепить игрушки и торговать на рынке. Дора Лихачёва работала на «Селикатке». Денег не платили, а иногда давали что-нибудь из еды и одежды. Она рассказывала, что вечерами лепила игрушки, и обжигала их крадучись на работе в печах обжига извести. Продав на рынке в воскресенье 120-150 игрушек, она могла на вырученные деньги купить детям булку хлеба и корчажку молока. Этим она спасла почти всех своих детей.

Сразу после войны гончарам инвалидам войны резко снизили налоги и разрешили заниматься гончарством. На Казацкой слободе задымило несколько горнов. Но в начале 50-х годов гончаров инвалидов принудительно объединили в артель «Интруд».  В начале 60-х годов и это гончарство окончательно прикрыли.

Интерес к игрушке “проснулся” в 80-е годы? Только вопрос – у кого? У коллекционеров? Да. У музейных работников? Да. Он не проснулся у местных властей…  до сегодняшнего дня. А важно как раз это. Недавно умерла последняя потомственная свистюлишница города Наталья Михайловна Гончарова. Может быть автор статьи напомнит мне: в каком году власти ей выделили помещение под мастерскую? … оснастили его большой муфельной печью? … стали помогать с материалами и с реализацией игрушек? До самой смерти, например, её старшая сестра Ольга Михайловна боялась, что “нагрянет фининспектор”.

Но, с другой стороны, это, может быть, и хорошо. Мы  знаем, что бывает с традиционным промыслом глиняной игрушки, когда ему начинает помогать власть. Мало кто сейчас знает, что “дымка” всегда была на Руси игрушкой “деревенской”. Настоящую “дымку” сейчас можно посмотреть, видимо,  только в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Принцип то был простой – вначале уничтожить до основания, а затем возродить на принципах…

7. Клуб занимается изучением истории возникновения и развития традиций местного гончарства. Задача клуба возродить утрачиваемые традиции для будущих поколений, обучить новых мастеров для того, чтобы не дать в дальнейшем угаснуть этому промыслу.

Хорошие цели поставлены перед клубом. Можно только пожелать успехов. И не мешало бы, хоть изредка, рассказывать о достижениях клуба в деле изучения и возрождения.

13.12.2011 г.                       Борис Шевченко

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Мы с вами не согласны. Bookmark the permalink.

20 Responses to Старооскольская глиняная игрушка: вчера, сегодня, завтра.

  1. Excellent post admin! i bookmarked your word wide web weblog. i’ll seem ahead when you can have an e-mail number adding.

  2. Greetings thanks for wonderful submit i used to be seeking for this situation previous 2 nights. I will search for future valuable posts. Have entertaining admin.

  3. I used to be curious about your following publish admin truly essential this blog super remarkable webpage

  4. escort says:

    hey admin thanks for wonderful and straightforward understandable article i loved your web site site really significantly bookmarked also

  5. you are definitely quantity 1 admin your blogging is amazing i constantly verify your website i’m guaranteed you might be the best

  6. i cant get how you may reveal like this astounding posts admin considerably thanks

  7. film indir says:

    i cant get how you may reveal like this astounding posts admin very much thanks

  8. Hello admin great post a lot thanks beloved this website seriously a lot

  9. hey admin thanks for great and simple understandable article i loved your website web site truly much bookmarked also

  10. sohbet says:

    you happen to be truly quantity one admin your running a blog is wonderful i often examine your blog site i’m guaranteed you might be the most effective

  11. mp3 indir says:

    I used to be browsing for this fantastic sharing admin much thanks and have great running a blog bye

  12. android says:

    I was curious about your next article admin definitely needed this website super astounding blog site

  13. Wonderful article admin thank you. I found what i used to be looking for here. I’ll review complete of posts in such a evening

  14. Mobilya says:

    i bookmarked you in my browser admin thank you so much i will probably be looking for your next posts

  15. I serched through the internet and got here. What a wonderful invention of the mankind. With the help of the network you communicate, learn, read !… That helped us to get acquainted!…

  16. SGK says:

    I was curious about your up coming post admin genuinely essential this webpage super wonderful weblog

  17. I was curious about your upcoming article admin actually necessary this website super astounding web site

  18. film indir says:

    i cant get how you may share like this remarkable posts admin considerably thanks

  19. oh my god wonderful submit admin will check out your blog usually

  20. stiiben says:

    I came, I read this artlice, I conquered.