Каноны промысла – 2, часть 4.

Каноны промысла – 2.

(Часть 4)

7. Всегда ли были наши барышни нарядно одеты и имели кавалеров?

В[3] утверждается: “Но всегда Курские барышни, а Старооскольский уезд относился к Курской губернии, были нарядно одеты и имели кавалеров.

В[10] предполагается, что наша игрушка “...долгое время считалась одной из разновидностей Курской глиняной игрушки.”

Как много можно сделать ошибок в одной фразе. В ней только одна правда и та с ошибкой -  когда-то Старооскольский уезд относился к Курскому наместничеству.  Вот, видимо,  кто первый назвал старооскольскую игрушку “курской”.  Почему? А вот Т. Брыжик назвала нашу игрушку “белгородской“. Об этом я писал подробно в пункте 10  (Часть 8) Каноны-1. Не буду повторяться.

Хотя…  Когда я в конце 90-х годов был в Музее игрушки в тогдашнем Загорске, то задал вопрос научному сотруднику: Почему вы нашу игрушку считаете курской? Я очень удивил его таким вопросом. Он ответил, что никто так никогда не считал. Музей знает, что в Старом Осколе до революции было мощное гончарное производство, которое не бывает без глиняной игрушки, что недавно там начали немного лепить игрушку. Но глиняной игрушкой занимаются в музее только несколько человек, нет времени, нет денег на командировки. Огромное спасибо вам, что привезли нам коллекцию современной старооскольской игрушки.

Нарядно одетые барышни, да ещё и с кавалерами появились только в игрушке Гончаровых (конец ХХ века), причём  дам “с кавалерами” они лепили очень редко, чаще по заказу.

С XV  и до середины ХХ века оскольские “бабы” одеты были довольно невзрачно – обычная крестьянская одежда с минимальными налепами-украшениями и кувшин-свисток под левой рукой. Только сёстры Гончаровы стали разнообразно украшать одежду своих “барышень”. Только они сняли впервые в старооскольской игрушке мужчину с коня “Ваня-гармонист” и сделали его “кавалером”. Хотя вряд ли этого мужчину можно назвать кавалером (ухажёр, жених) – скорее он законный муж, так как свои композиции сёстры называли “Малая семейка” и “Большая семейка”. Хотя… была ведь композиция “Ваня с Маней”? Да, была. Но лепили её очень редко.

Я уже писал – ходят легенды, что в начале ХХ века некоторые гончары-свистюлишники лепили композиции, но за 21 год поисков нами не найден ни один фрагмент игрушки, который можно было бы уверенно считать частью композиции.

8. Всегда ли гончаровская игрушка – свисток?

В [3] утверждается, что: “Характерная особенность … каждая игрушка это – свисток.

В [6] эта мысль обосновывается: “Кроме того, игрушка-свистулька была оберегом детским. Не случайно поэтому идущая из глубокой древности старооскольская глиняная игрушка и сегодня является свистком.”

То же утверждение мимоходом делается и в [8]. “Староосскольская игрушка – это игрушка-свисток.

Судя по Каталогу игрушек сестёр Гончаровых, на сегодняшний день только 38 игрушек из 86 являются свистками. То есть свисток был только примерно у 45% основных видов и разновидностей их игрушек. Необходимо заметить, что в традиционных игрушках свисток, как правило, был у всех игрушек, но бабушки создали много своих игрушек и композиций, и часто  не могли решить, где в них размещать свисток. Помню такие разговоры:

- Борис Андреевич, как быть? Слепили поросёнка, а где у него делать свисток? Под хвостом? Что-то не хочется его там целовать. В мордашке? Свинячий пятачок – тоже целовать не хочется. Решили – пусть будет без свистка.

А чуть раньше подобные разговоры были по поводу собаки. А ещё раньше – по поводу дам, медведей, лис. Ну, а  у композиций и речи быть не могло о свистке, естественно. Их и в руки ребёнку то давать не желательно.

Замечу, что все 6 игрушек Л.П. Шамыгиной были свистками.

Цитируемые источники:

3. Детство и игра в Старом Осколе – Русская игрушка 19-го и 20-го столетия. Буклет выставки в г. Зальцгиттер, май 1995 г.

6.  Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура. Старый Оскол. Изд. ТНТ, 2003.

8. О русской глиняной игрушке. Без даты, сайт создан в 2010 г.    http://www.mega-grad.ru/catalogue/keramika/useful/209.html

10. Белых И. В. «Традиционная народная Старооскольская глиняная игрушка – как памятник духовной и материальной культуры русского народа. 2009 г.  http://cdpt-oskol.ru/narod_prom/8-starooskolskaya-glinyanaya-igrushka-vchera.html

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Третий цикл 2011-. Bookmark the permalink.

Comments are closed.