Каноны промысла – 2, часть 3.

Каноны промысла – 2.

Б.А.Шевченко

 (Часть 3)

5. Была ли наша игрушка поливная (глазурованная)?

В работе [3] автор пишет, что: “После обжига игрушку расписывали той же глазурью.”

В [10] утверждается, что: “Старооскольская игрушка ни чем не тонируется, не глазуруется…”

Эта фраза в работе [3] вообще не имеет смысла. Старооскольские гончары использовали довольно редкий в России обжиг поливных изделий в одну стадию, когда тугоплавкой глазурью посыпались необожжённые изделия. А что значит – “расписывать глазурью”? В Старом Осколе глазурью ничего не расписывали – ни игрушки, ни горшки. Яркий пример росписи глазурью – керамика опошнянская. Но там была совсем другая, двухстадийная технология обжига глиняных изделий.

Вообще поливная игрушка выпускалась небольшими партиями в Старом Осколе  довольно непродолжительное время – только во второй половине XIX- самом начале ХХ века и стоила она довольно дорого. Из около 400 археологических игрушек, найденных нами в городе и окрестностях, на сегодняшний день поливных найдено только 4 штуки: коник, юбка бабы и 2 птички (+ 2 поливные ножки коников). Подробнее о поливной игрушке можно прочитать в разделе “Каноны промысла-1” пункт 6, (Часть 6.). Там же приведены и фотографии поливных игрушек.

Несколько слов о тонировке – то есть однотонном окрашивании (покрытии, как пишут в Интернете) игрушки. На сайте размещена статья о моих находках в Москве коников, которые лепились из красножгущейся (или более худшего качества) глины, покрывались полностью белой краской, а затем по этой краске шла роспись, скорее всего, охрой.

Фрагменты московских коников – грематушек.

Сёстры Гончаровы частично покрывали свои игрушки из красножгущейся глины белой краской (лицо и руки дам, детей), а затем их расписывали другими красками. Мне помнится, что было по крайней мере  две партии таких игрушек, но затем они от этой технологии отказались. Они сказали мне, что их дамы загорели на даче.

Тонировать игрушку можно  не обязательно краской. Это может быть задымление или зачернение. Такую посуду оскольские гончары немного выпускали (на рынке её почему-то покупатели звали “калёная”). В археологических находках игрушек зачернённых – единичные экземпляры. Я считаю, что это произошло случайно. Так же считали и сёстры Гончаровы. На эту тему можно посмотреть более подробно информацию и фотографии в работе “Каноны промысла-1″ пункт 13 (Часть 10.) 

6. Чем расписывались старооскольские игрушки?

В работе [3] идут рассуждения о росписи игрушек В прежние времена… растительными красками, или естественными: толчёный кирпич,  сажа, молозиво, яичный желток, соки листвы растений.” А далее “Краски для раскрашивания фигурок используют сегодня самые различные: акварельные, масляные, керамические.”

В [6]  на стр. 58 пишется и, в том числе, и о “керамических красках”, применяемых сёстрами Гончаровыми.

Вот как раз всеми этими красками (за исключением сажи и акварельных красок) наши игрушки не расписывали никогда. До начала XIX века игрушки, скорее всего  расписывали охрой . Технологию росписи никто не знает. Необходимо экспериментировать. Но есть хороший признак – краска держится на игрушке довольно слабо.

Об этом чуть подробнее. При находке игрушек Клада-1 мы выдвинули предположение, что это ангоба. Провели эксперимент – рыжая ангоба на белой игрушке держится отлично. Предположили, что ангобой раскрашивали уже высохшие игрушки в различных стадиях. Гипотеза не подтвердилась. Красить ангобой уже обожжённую игрушку смысла нет – ангоба легко смоется водой. После находки в горне обожжённой конкреции лимонита (охра), мы предположили, что игрушки перед обжигом раскрашивались охрой. А раскраска керамики охрой известна в нашей местности (Костёнки) ещё 30-40 тысяч лет назад. На очереди запланированы новые эксперименты. О результатах – сообщим.

Наши экспериментальные игрушки, раскрашенные ангобой.

По словам сестёр Гончаровых их мама и соседки использовали для раскраски игрушек, как правило, всего 4 краски: синяя – чернильный карандаш, зелёная – аптечная зелёнка, чёрная – сажа из печки и малиновая – покупали маленькие пакетики на рынке “у китайца”. Эти красители растирались обычно на молоке и, очень редко, на белке куриного яйца. Была ещё красная и жёлтая  краски, судя по находкам в Кладе-2, но я не успел спросить сестёр – где их брали или как их делали.

В литературе описан ряд промыслов, в которых использовались и до сих пор используются для росписи игрушек растительные краски, но в Старом Осколе этого не было. А как можно расписать игрушку “толчёным кирпичом”? Я вообще не представляю. Проще и надёжнее рыжей ангобой.

Не буду говорить о всех мастерицах. Скажу только о бабушках Гончаровых. Они использовали только аналиновые или акварельные краски, остатки которых им отдавали местные художники. Только один раз они покрасили свои игрушки масляными красками (подарок Хегая), посмотрели и решили больше так не красить. Ту небольшую партию игрушек я продал с большим трудом. И у меня не было желания даже одну оставить в своей коллекции. Слишком много блеска, неестественно много. Эта тема в пункте 12 (Часть 9) в Канонах промысла-1.

Почитав первый раз про керамические краски в [3], я спросил Наталью Михайловну – какими керамическими красками они красили игрушки? Она ответила, что кто-то ей говорил про такие краски, но они их ещё не видели и ими не красили. И позднее никогда не было у нас разговоров про такие краски.

Чтобы поставить точку в этом вопросе я посмотрел в Интернете, что такое “керамическая краска”. На сайте “Элегия. Керамика современной России” нахожу:

Для изготовления керамических красок в качестве основных материалов применяют оксиды и соединения кобальта (Со). хрома (Сг), железа (Fe), марганца (Мп), никеля (Ni), меди (Си), сурьмы ( Sb), кадмия (Cd), висмута (Bi), свинца(РЬ), олова (Sn), селена(5е), цинка(7п), алюминия(А1), кремний Si), урана(и), ванадия( V), иридия (Jr), золота (Аи), серебра (Ад) и др.  Материалы, применяемые для изготовления красок должны быть химически чистыми (ХЧ) и не должны содержать в своем составе каких-либо загрязняющих примесей…   Керамические краски представляют собой смеси жаростойких минеральных пигментов с легкоплавкими стеклами (надглазурные краски), с керамическими массами и глазурями ( подглазурные краски) или окрашенные специального состава стекла (некоторые майоликовые краски, краски для стекла и ювелирных эмалей).

Не знаю – поставлена ли точка? Возможно, что есть ещё и другие “керамические краски”. Но сёстры Гончаровы всем этим точно никогда не занимались.

 

Цитируемые источники:

3. Детство и игра в Старом Осколе – Русская игрушка 19-го и 20-го столетия. Буклет выставки в г. Зальцгиттер, май 1995 г.

6.  Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура. Старый Оскол. Изд. ТНТ, 2003.

10. Белых И. В. «Традиционная народная Старооскольская глиняная игрушка – как памятник духовной и материальной культуры русского народа.  2009 г.   http://cdpt-oskol.ru/narod_prom/8-starooskolskaya-glinyanaya-igrushka-vchera.html

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Третий цикл 2011-. Bookmark the permalink.

Comments are closed.