Каноны промысла – 2, часть 1.

Каноны промысла – 2.

Б.А.Шевченко

(Часть 1 )

В 1996 – 2000 годах мы опубликовали ряд статей по теме, которую можно сформулировать так:  “Каноны промысла старооскольской глиняной игрушки и их развитие за 500 лет её существования”.  Итоговая работа, рассматривающая не только каноны, но и различные другие заблуждения,  размещена нами на сайте в 11 частях.

Я полагаю, что эту работу необходимо изучить всем мастерам, которые лепят старооскольскую глиняную игрушку и сделать для себя соответствующие выводы. А особенно она важна для тех мастеров, у которых есть ученики.

А правы ли мы в своих публикациях?

Вопрос, конечно, интересный. Если есть в Старом Осколе ещё исследователи, которые серьёзно изучают нашу глиняную народную игрушку, то было бы интересно услышать их иное мнение, если оно есть, подтверждённое фактическим материалом.

Ошибаемся ли мы?

Конечно. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но мы, выдвинув гипотезу, проводим эксперименты. И если эти эксперименты гипотезу не подтверждают, то мы пишем об этом в очередной статье и выдвигаем другую гипотезу. И опять… эксперименты…

Напомним уже рассмотренные темы в “Каноны промысла-1“:

—————————

Часть 1

Описан массив исследуемых игрушек.

Часть 2.

1. Старооскольская игрушка лепится только из беложгущейся глины.

Часть 3.

2. Старооскольская игрушка обязательно тянется (формуется) из одного куска глины.

3. Старооскольские игрушки  лепятся  по «морковной» технологии.

Часть 4.

4. При изготовлении старооскольской игрушки не использовались никакие специальные инструменты. Только пальцы  рук мастера  полностью формуют игрушку.

Часть 5.

5. У старооскольской игрушки лица дам и казаков гладкие «болванчики», на которых мастер краской рисует глаза и рот. Старооскольские игрушки «безносые».

Часть 6.

6. Старооскольской поливной игрушки никогда не было.     

7. Старооскольские игрушки конь и баран статичные, высокие и стройные.

Часть 7.

8. При изготовлении старооскольских игрушек мастера придерживались строгих канонов промысла.

Часть 8.

9. Старооскольскую игрушку делали  некоторые мастера, которые на ней специализировались.

10. Старооскольская игрушка является разновидностью курской (иногда говорят – белгородской) глиняной игрушки.

Часть 9.

11. В Старом Осколе лепили «курский тип дам» – тонкие и стройные.

12.Старооскольская игрушка ярка раскрашивается различными красками.

Часть 10.

13. В старооскольской игрушке широко применялось чернение или задымление.

14.  Старооскольская глиняная игрушка появилась только в ХIХ веке.

15. Старооскольские игрушки лепятся одного размера.

Часть 11.

Заключение. Когда появились первые композиции?

—————————-

В последнее время появилось несколько новых публикаций по старооскольской народной глиняной игрушке (особенно в Интернете), в которых повторяются старые заблуждения и придумываются новые. Хотелось бы надеяться, что размещение нашей первой статьи о канонах промысла в Интернете сделает эти материалы более доступными для серьёзных исследователей и, может быть, удастся отучить авторов некоторых статей повторять чужие глупости и придумывать свои.

Мне показалось интересным проследить за тем как появляются различные заблуждения и как они в дальнейшем развиваются, обрастают подробностями.

Этот материал я буду размещать в процессе подготовки его (каждая неделя – анализ одной- двух глупостей, или помягче – заблуждений)  только для VIP-пользователей и, возможно, не дам его в открытый доступ. Почему? Мне кажется, что люди серьёзно относящиеся к нашему промыслу должны быть уверены, что располагают качественной информацией, должны знать о направлениях искажения этой информации и должны иметь доводы для борьбы с этим. А открытый доступ – это “выносить сор из избы”. Ссылки на работы я буду стараться давать в хронологическом порядке. Все работы, на которые я ссылаюсь, опубликованы на сайте.

Получится ли это у меня?

Посмотрим. Но нужно хотя бы начать этот процесс. Не получится у меня – это дело, надеюсь, подхватят молодые мастера. Но  эта работа будет уже вестись “не с нуля”.

Хотелось бы отметить, что затевая эту работу, у меня нет желания кого-то компрометировать, обидеть. Я уважаю всех, кто писал и пишет про старооскольскую глиняную игрушку. Трудно писать по теме, не имея достоверной информации, что-то приходится домысливать по аналогии с другими промыслами или по принципу “мне так кажется”.

Выставляемый на сайте материал я считаю рабочим, поэтому в конце каждого раздела я пока не буду делать выводов – только информация, только факты. По мере нахождения старых публикаций и выхода новых, разделы будут дополняться новыми материалами. Прошу и своих VIP-пользователей писать мне о своих соображениях. Совместно мы, надеюсь, разберёмся со всеми проблемами по нашему промыслу глиняной игрушки. А возможно рассмотрим и более общие вопросы по старооскольскому гончарству. О нём тоже сейчас лихо пишут.

Начнем!

1. Сколько игрушек сёстры Гончаровы слепили М. Никитину?

В работе [1] написано о том, что в конце лета 1985 года московский коллекционер Михаил Никитин упросил сестёр Гончаровых слепить партию игрушек. А в 1987 году часть этих игрушек впервые экспонировалась на Всероссийской выставке «Народное гончарство России». Автор утверждает, что «более тысячи игрушек …  экспонировались на выставке».

В работе [6] утверждается (Стр.57), что “Никитин…  уговорил их вылепить несколько игрушек… и увёз их в Москву”.

В статье [9] дословно повторяется то же, что в [6].

Что же было на самом деле?

Как мне рассказывали сёстры Гончаровы, для Миши Никитина они
изготовили штук 200 – 250 игрушек (-«Мы их не считали, а лепили и радовались,
вспоминали детство, маму…»). Михаил тщательно заворачивал игрушки в большие куски газет и укладывал в коробку, которая стояла в рюкзаке.

Если учесть, что Михаил Никитин часть игрушек передал для другой выставки, которая монтировалась в Московском Манеже «Народное искусство
РСФСР»,  и которая открылась в 1988 году, то скорее всего на каждой выставке могло быть не более чем по 100 – 120 старооскольских игрушек сестёр Гончаровых.

Посмотрим с другой стороны. Первые игрушки сестёр были больше размером процентов на 25-30. На фотографии лиса и петушок разных периодов их творчества.  Я взвесил первые игрушки на электронных весах и взял средний вес. Лиса – 235 гр., Петушок – 140 гр., Корова – 205 гр. Предположим примерно так весили все игрушки (хотя, конечно, казак на коне – больше, но… неважно). У меня получилось  193 грамма.

Фото лис и петухов сестёр Гончаровых разных периодов.

Если игрушек было хотя бы одна тысяча (у автора статьи – более тысячи только на одной выставке), то Никитин вёз в Москву рюкзак весом более 200 кг.

Если игрушек было около 200, то  рюкзак весил примерно 40 кг. Ясно, что это довольно тяжело, но поднять такой рюкзак было вполне реально.

Мне приходилось возить на продажу до 120 игрушек сестёр Гончаровых. И я “на собственной шкуре” знаю, как это не легко.

 2. Можно ли обжечь нашу игрушку в русской печке?

В [2] автор сетует, что у Гончаровых “нет русской печки, в которой можно было бы обжечь глиняные игрушки”.

В [3] утверждается, что “Игрушку, как и посуду, обжигали в горне или в костре, или в русской печи.”

Старооскольская глиняная игрушка не обжигалась в русской печке или в костре, как игрушки некоторых других российских промыслов. В русской печи сложно поднять температуру даже до 400 градусов, в костре – до 600. Старооскольская глиняная игрушка лепилась из качественной гончарной глины, которая требует для обжига температуру не менее 800-850 градусов, что возможно только в гончарном горне. Обычно для обжига игрушек и использовался гончарный горн.

От Дмитрия Ивановича Распопова я слышал, что многие гончары лепили небольшой горн во дворе для обжига игрушек и обжигать их должен был старший сын. Так гончары учили своих сыновей, будущих гончаров,  работать с горном.

Игрушки сестёр Гончаровых и Л.П. Шамыгиной обжигались  в лабораторных муфельных печах, которые, судя по паспорту, могут поднять температуру до 900 градусов. А прежде игрушку обычно обжигали - в верхнем слое черепков, прикрывающих обжигаемые изделия в горне.

Градусы уже замерял я в своих экспериментах, а у оскольских гончаров был верный признак – верхний слой черепков в горне должен был раскалиться до малинового цвета.

Где то я читал, как М.Никитин в костре обжигал игрушки Гончаровых. На самом деле это было не совсем так. Сёстры мне рассказывали, что он ездил с высохшими игрушками к другу  Обуховку и там из двух больших старых вёдер соорудил нечто наподобие горна. И всю ночь жёг большой костёр, обжигая игрушки. Большой костёр был нужен, чтобы не остывали стенки “горна”. Я не знаю больших вёдер объёмом более 20 литров. Два ведра – максимум 40 литров. В них “более тысячи игрушек” – точно не войдут. Но ведь он мог обжигать две ночи? Да. Но старые  вёдра более одного обжига не выдержат, знаю это по своему опыту. Но ведь он мог найти ещё два ведра? Конечно…

Был у меня случай… Обжигал игрушки Гончаровых. Температура в центре муфеля около 800 градусов. Ещё минут 20-25 и можно будет печь выключать. Но… спираль муфеля сгорела. Решил, что придётся печь ремонтировать и обжиг повторять. Но когда печь остыла, оказалось, что почти все игрушки “порозовели”, а они были слеплены из красножгущейся глины, и сёстры Гончаровы сказали, что “так пойдёт”. Только две игрушки, которые лежали у дверки печи, как говорят гончары “не набрали цвет”. То есть эти игрушки тоже стали керамикой (звенят, при постукивании палочкой), но полностью до своего естественного красного цвета не обожглись – так…  несколько красных пятнышек со стороны, обращённой к центру печи. Одну из этих игрушек обнаружил в коллекции – дама с муфтой – немного покраснела часть юбки и верхушка муфты.

ЗАМЕЧАНИЕ! Современные мастера используют муфельные печи. Следует подумать, как выявленный эффект использовать для “тонирования” частей игрушки  при использовании в работе различных глин.

А в том случае М.Никитин обжигал игрушки из беложгущейся глины. Если бы он их “не дожёг”, то они были бы серыми, или даже чёрными. Но посетителей выставки в Москве игрушки Гончаровых поражали, в том числе, и своей снежной белизной.

Цитируемые источники:

1. Н. Чмиль, Народные промыслы староосколья.  газ. «Путь Октября», 25 апреля 1987 г.

2. Г.Блинов, Глиняный свист. газ. Белгородская правда, 25.12.1988 г.

3. Детство и игра в Старом Осколе – Русская игрушка 19-го и 20-го столетия. Буклет выставки в г. Зальцгиттер, май 1995 г.

6.  Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура. Старый Оскол. Изд. ТНТ, 2003.

9. К. Белоус, Старооскольская глиняная игрушка. Без даты. Сайт создан, предположительно, не ранее 2010 г.  http://jes-j.narod.ru/regosobdpt3c.html

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Третий цикл 2011-. Bookmark the permalink.

Comments are closed.