ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ КАНОНОВ ПРОМЫСЛА.

Эта статья была опубликована нами в сборнике трудов региональной научно-практической конференции (г.Губкон, 2007 г., том 2, с. 140-154). Она развивает материалы статьи на конференции в г. Суджа (2006 г.) и послужила основой большой нашей работы о канонах промысла, размещённой в соответствующем разделе сайта. А первой публикацией на эту тему была статья “Тенденции изменения технологии старооскольской глиняной игрушки”(Шевченко Б.А., Бородина М.Б., Шевченко А.Г.), опубликованная в сборнике трудов региональной научно-практической конференции СТИ МИСиС в 2003 году.

17.12.2011 г.                Борис Шевченко

———————————-

Шевченко Б.А. канд.техн.наук, проф., Бородина М.Б. ст. преп.

Старооскольский технологический институт(филиал) Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета)

ТЕНДЕНЦИИ  ИЗМЕНЕНИЯ КАНОНОВ СТАРООСКОЛЬСКОГО ПРОМЫСЛА НАРОДНОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ

 В последние полтора десятилетия сотрудниками СТИ МИСиС проведены широкие исследования древней и современной старооскольской народной глиняной игрушки [1-8]. На сегодняшний день мы располагаем массивом археологических игрушек, включающим в себя: 15 игрушек  предположительно ХУ-ХУ1 века; около 200 игрушек ХУП-ХУШ века; около 120 игрушек Х1Х – начала ХХ века. Также мы имеем все современные игрушки потомственных мастеров: сестёр Ольги Михайловны (1913-1997) и Натальи Михайловны (1918 г.р.) Гончаровых  (73 игрушки) и Ларисы Павловны  Шамыгиной (1927-1997) (6 игрушек).

Анализ этих игрушек позволяет выявить и проследить некоторые тенденции в изменении канонов  (традиций) старооскольского промысла народной  глиняной игрушки с  глубокой древности до конца XX века. Термин «канон» будем понимать в широком смысле: виды и формы игрушек, художественные особенности, особенности технологии лепки и раскраски.

В настоящей статье мы попытаемся опровергнуть некоторые неверные с нашей точки зрения «каноны» старооскольского промысла народной глиняной игрушки, о которых можно прочесть в немногочисленных публикациях по нашей игрушке или услышать в разговорах со специалистами. Одновременно покажем, как, по нашим сегодняшним представлениям, изменялись некоторые каноны старооскольской народной глиняной игрушки за последние 500 – 600 лет.

1. Старооскольская игрушка лепится только из беложгущейся глины.

Старооскольские гончары – ремесленники использовали в работе как беложгущуюся, так и красножгущуюся глину, а в ряде случаев, при производстве труб, подставов (дымоходов),   грузил для рыбацких сетей и прочих неответственных гончарных изделий, применяли порой низкокачественную глину, дающую при обжиге черный черепок (см. таблицу). Заметим, что в последнюю графу таблицы попали также те игрушки, которые были изготовлены из качественной глины и «пережжены» в топке горна, а также игрушки, изготовленные из двух кусков разной глины, без тщательного перемешивания.

.                                                                                                                 Таблица

Периоды Всего игрушек Беложгущаяся    глина Красножгущаяся    глина

Глина   низкого качества

Предположит. ХУ – ХУ1 века

15

  11    (73%)   3     (20%)   1     (7%)

ХУП – ХУШ века

200

140    (70%)  40    (20%) 20    (10%)
Х1Х – 30-е годы ХХ века.

120

  72    (60%)  42    (35%)   6     (5%)
Вторая половина ХХ века

79

 

Производство глиняной игрушки традиционно в Старом Осколе было промыслом, позволяющим женщинам и детям в гончарных семьях в свободное время заработать дополнительные деньги. Поэтому, как правило, лепили игрушку из той глины, которую гончар завез для своей  основной работы, а чаще – из отходов этой глины. Даже в начале ХХ венка, по воспоминаниям последнего потомственного гончара Старого Оскола Д.И. Распопова гончары очень ругались, когда домашние брали довольно дорогую беложгущуюся глину «для баловства», т.е. для лепки игрушек.

Следует отметить, что беложгущаяся глина в окрестностях Старого Оскола была двух видов. Особенно высокого качества гончарная беложгущаяся глина добывалась зимой шахтным методом с глубины 3-7 метров в районе леса «Горняшка» и стоила довольно дорого. У этой глины был чёрный с синеватым отливом цвет и поэтому её иногда называли «синика». Другую глину копали в нескольких местах на склонах холмов Казацкой слободы. У неё был сероватый цвет. Она содержала много песка и её называли «пескуша» (при отмучивании, мы удаляли из этой глины до (50-60)% по объёму мелкого песка). Эта глина практически ничего не стоила. Гончары-ремесленники (горшколепы) иногда копали её и «для экономии» добавляли в «синику» при изготовлении не особенно ответственных изделий. Скорее всего, из этой глины и разрешалось лепить игрушки.

Сестры Гончаровы также подтвердили, что их мама лепила игрушки из той глины, которая была в доме. Сестры Гончаровы  начали лепить в 1985 году игрушки из беложгущейся глины, которую им доставил московский коллекционер М. Никитин. Когда, по их просьбе, мы привезли им красножгущуюся глину из окрестностей села Николаевка, то они сказали, что эта глина лучше беложгущейся, так как обожженная игрушка более прочная и не разбивается даже тогда, когда случайно падает со стола на пол. Л.П.Шамыгина также вылепила несколько партий игрушек из той глины, которую ей приносили заказчики. Поэтому данные о цвете глины игрушек сестёр Гончаровых и Л.П. Шамыгиной (вторая половина ХХ века) мы в таблицу помещать не стали.

Таким образом,  старооскольские мастера – игрушечники (свистюлишники) использовали в своей работе различные виды глин. Можно предположить, что примерно 65% игрушек лепили из беложгущейся глины «пескуши» и отходов «синики», около 30% – из красножгущейся глины и 5% – из глины более низкого качества.

2. Старооскольская игрушка обязательно тянется (формуется) из одного куска глины.

3. Старооскольские игрушки  лепятся  по «морковной» технологии.

Сразу же заметим, что «морковная» технология появилась в старооскольской игрушке у сестер Гончаровых по совету искусствоведов из Тулы. По технологии «морковка» катается длинный конус-морковка, в котором  в широкой части делается углубление примерно на 30% высоты. Края углубления «стягивают» так, чтобы образовалась полость и в этом месте формуется загубник свистка. Из острой части морковки формуется передняя часть игрушки – голова и шея  (коник, баран, птичка и пр.). Недостаток этой технологии – внутренняя часть полости в районе загубника свистка непредсказуемая по форме (не гладкая), что часто приводит к трудностям при «оживлении» игрушки, т.е. при проколе отверстий для свистка. Мы наблюдали, как, помучавшись минут 10 со свистком, сёстры Гончаровы сминали игрушку и начинали лепить её заново. Нередко «слабый свист» сырой игрушки пропадал совсем после сушки и обжига.

Традиционной для нашего промысла технологией изготовления полости в игрушке-свистке является, как мы её назвали, «морковка наоборот», когда в одной части куска глины (в «морковке») делается продолговатая полость для свистка, заканчивающаяся загубником (задняя часть игрушки), а  из другой части куска глины  формуется голова и шея игрушки, затем обе части соединяются. Эта технология существовала с ХУ до конца ХУШ века.  Элементы этой технологии сохранились и до наших дней, когда сестры Гончаровы и Шамыгина Л.П. лепят свисток-кувшин для фигурок дам.

С конца  ХУШ века в старооскольской игрушке появляются две новые и очень похожие технологии «вареника» и «ложки», когда часть куска глины разминается в тонкую лепешку, из которой сворачивается полость, а из оставшейся глины лепятся остальные элементы игрушки. При такой технологии часто в нужных местах недостаточно глины и она добавляется из общего запаса глины. Обычно мастера лепили отдельно конуса – задние ножки коников, баранов, коров и примазывали их  к фигурке, смочив водой место стыка.

Таким образом, традиционно старооскольские игрушки лепятся из нескольких кусков глины, так как наши гончарные глины допускают соединения разных кусков без существенного снижения прочности стыков.  Полость в игрушке–свистке формуется по технологиям: «морковка – наоборот», а с конца XVШ века добавились технологии «вареник» и «ложка». Технология «морковка» появилась в старооскольской игрушке только в конце  ХХ века.

4. При изготовлении старооскольской игрушки не использовались никакие специальные инструменты. Только пальцы  рук мастера  полностью формуют игрушку.

Во все времена для прокола свистка мастера применяли плоскую палочку. В ХУ – ХУШ веках размеры сечения палочки в рабочей части  были  в среднем 1,5 х 4,5 мм. В Х1Х – начале ХХ веках палочку применяют более тонкую (сечение  в среднем 1 х 3,5 мм). Сестры Гончаровы не помнят, чтобы было какое-то особое название этого инструмента. Сами они используют для этой цели слегка заточенную спичку (сечение  в среднем 1 х 1,5 мм), поэтому и называют его «спичка». На ряде  российских промыслах этот инструмент называют «пищик».

Для прокалывания ладов в свистке и отверстий в погремушке в ХУ – ХУШ веках использовали круглую заостренную палочку диаметром от 3,5 до 5,5 мм. В Х1Х – ХХ веках Гончаровы для этих целей, а также для накалывания глаз и рта, использовали «спичку».

Для накалывания глаз и рта  у фигурок дам и генералов,  в ХУ – ХУШ веках использовали плоскую палочку с сечением в рабочей части примерно 0,5 х 3,5 мм.

Часто для формовки внутренней части колокола юбки дам, использовалась довольно толстая палочка с конусной частью на конце. Высота конуса  60 – 80 мм, больший диаметр 20 – 30 мм, а меньший диаметр 6 – 10 мм. Сестры Гончаровы такую палочку часто используют и для формовки  внутренней полости свистка по «морковной» технологии.

Кроме того, в старые времена, возможно, существовали еще специальные инструменты, для нарезания пальцев на руках дам и генералов, гривы коников, а также  для украшения различных других игрушек нарезкой и процарапыванием.

В начале ХХ века были попытки «свистюлишников» использовать штампики для формовки лица дамы, снятые с фабричных целлулоидных куколок. Это хорошо помнят сестры Гончаровы, и это подтвердили  наши находки нескольких таких игрушек этого периода.

Таким образом, в ХУ – ХУШ веках мастера-игрушечники использовали в своей работе довольно большой набор специальных инструментов в виде различных заострённых палочек. В Х1Х – ХХ веках число таких инструментов уменьшилось (сестры Гончаровы иногда нарезку небольшого объема делают ногтем указательного пальца).

5. У старооскольской игрушки лица дам и казаков гладкие «болванчики», на которых мастер краской рисует глаза и рот. Старооскольские игрушки «безносые».

Древняя старооскольская игрушка имеет довольно высокий рельеф лица дам и генералов. При формовке лица дамы с высокого лба и шеи стягивалась глина в валик высотой около 3 мм, который большим и указательным пальцами раздавливался одним движением. Получались своеобразные щеки и нос. Затем палочкой накалывались глаза и рот. При формовке лица генерала натягивался или добавлялся валик глины высотой до 5 мм, который большим и указательным пальцами поправлялся с боков и немного раздавливался, образуя сильно выдающиеся вперед щеки и небольшой нос. Прямо на отпечатке пальцев палочкой накалывались глаза и рот.

В Х1Х веке мастера накалывали тонкой палочкой глаза и рот, иногда чуть намечали нос небольшим прищипом глины. До ХХ века лицо игрушек, в том числе и глиняных, не раскрашивалось.

Элементы подражания фабричной игрушке в конце ХХ века проявились и в том, что  лица дам и казаков стали раскрашивать. Сестры Гончаровы ставят на лицо игрушки две черные точки – глаза, рисуют над ними две дуги – брови, а ниже одну красную точку – рот. Л.П.Шамыгина накалывала глаза и рот спичкой и поверх накола подрисовывала их.

Таким образом, до середины Х1Х века лица дам и генералов в старооскольской глиняной игрушке имели довольно высокий рельеф, а также палочкой накалывались глаза и рот. С начала Х1Х века некоторые мастера отказались от рельефа лица, а только намечали нос и накалывали палочкой глаза и рот фигурки.  Лица – «болванчики» с нарисованными глазами и ртом появились в игрушке сестер Гончаровых, возможно «по просьбе заказчиков».

6. Старооскольской поливной игрушки никогда не было.     

Долгое время нам не удавалось найти старооскольскую поливную игрушку, но многие коренные горожане хорошо помнили, что такая игрушка на рынке была. Ее было в продаже мало, стоила она довольно дорого, поэтому ее могли купить для своих детей только состоятельные люди. Мы предполагали, что, поливная игрушка  реально могла производиться в Старом Осколе с Х1Х века до 20-х годов ХХ века. К настоящему времени в разных частях Казацкой слободы  и в окрестностях города найдены три поливные игрушки  этого периода (коник и две птички) и несколько  мелких поливных фрагментов игрушек.

Таким образом, в Старом Осколе непродолжительное время с Х1Х века  и до  начала ХХ века изготавливали  для продажи поливную игрушку.

7. Старооскольские игрушки конь и баран статичные, высокие и стройные.

Фигурки коников и баранов в ХУ – ХУШ веках имели широко расставленные ноги, причем задние ноги были существенно короче передних. С Х1Х века некоторые мастера начали делать ноги коников и баранов одинаковой длины и относительно более длинные. Возможно, изменились вкусы детворы в это время, но новых коников и баранов раскупали  на рынке быстрее. Если поставить рядом древнего и более современного коников, то последний сильно проигрывает. Традиционно фигурки животных в русской глиняной игрушке статичны, но  в форму древних игрушек заложена мощная скрытая динамика. Совершенно ясно, что в следующее мгновение коник с генералом на спине совершит мощный бросок и умчится навстречу сражению, навстречу славе своего седока. Древним оскольским мастерам удалось очень оригинально разрешить противоречие: фигурка должна быть статичной и одновременно она должна быть динамичной, что характерно для военных игр детей.  «Высокая и стройная» новая пластика фигурки коника превратила его из боевого коня в «мерина». И эта тенденция, в общем-то, понятна – город воинов превратился в город хлебопашцев и молодое поколение казаков уже играет в другие – в мирные  игры.

8. При изготовлении старооскольских игрушек мастера придерживались строгих канонов.

Анализ массива игрушек показывает, что старооскольская народная игрушка постоянно развивалась и изменялась. Пропала в конце ХУШ века утушка, но появилась примерно в это же время птичка. Чуть раньше перестали делать погремушки и птички с четырьмя ладами. Безногие генералы постепенно заменились казаками с ногами,  а полные скрытого динамизма фигурки коников и баранов постепенно заменились на фигурки «высокие и стройные». С середины Х1Х и до начала ХХ века наряду с колоколообразными формами юбок дам появляются конусные, что сделало фигурки некоторых дам более стройными. В начале ХХ века были попытки делать глиняные игрушки по типу фабричных  (собачка Гончаровой А.П.). Некоторые  древние игрушки, одинаковые по пластике, по форме резко отличаются от остальных подобных игрушек мастера. Это говорит о том, что мастер пробовал, экспериментировал. Любые эксперименты мастера рынок либо принимал (игрушка лучше раскупалась, и тогда мастер начинал ее делать в большем количестве),  либо отвергал. На форму игрушек косвенно влияли и меняющиеся вкусы детворы – основных покупателей игрушек.  Например, Н.М. Гончарова  вспоминала, что стройных коников их матери на рынке покупали охотнее, чем коников Лисицыной Т.П., у которых задние ноги коников были короче и «растопырены». Это сейчас мы понимаем, что коники Лисицыной  были намного ближе к древним коникам, чем коники Гончаровых.

Известно, что начинающие игрушечники ходили «брать образцы» игрушек у признанных мастеров (Гончарова А.П., в частности, ходила за образцами к своей родственнице по материнской лини Лисицыной Т.П.), но дальше все зависело от реализации игрушек на рынке, от  фантазии мастера, от его представления о красоте игрушки.

Поэтому неудивительно, что на работу потомственных мастеров старооскольской игрушки во второй половине ХХ века большое влияние смогли оказать   искусствоведы и коллекционеры глиняной игрушки. Так, например, сестры Гончаровы начали делать более яркую роспись игрушек несколькими красками, рисовать глаза и рот дамам и казакам, наносить солярные знаки на грудку коников и птичек, более тщательно стали «выглаживать» поверхность своих игрушек, существенно расширили «ассортимент» их (с 10 – 15 до 70), разработали свои композиции. Шамыгина Л.П.  по привычке накалывала глаза и рот своим игрушкам (как в начале ХХ века), но затем поверх наколов красила их краской, а также с большим удовольствием придумывала новые мотивы раскраски игрушек «Вот сделала партию игрушек – и нет двух одинаковых.» – с гордостью говорила она, имея в виду раскраску.

Старооскольские старые мастера, конечно, придерживались при изготовлении игрушек определенных канонов: ограниченный набор видов игрушек, статичность фигурок, компактность фигурок (отсутствие тонких и длинных выступающих частей), но эти каноны характерны для всех российских промыслов глиняной игрушки и они связаны с  местом глиняной игрушки в российской истории и  с особенностями материала игрушек.

Таким образом, правильнее будет сказать, что при изготовлении глиняных игрушек старооскольские мастера,  как правило, придерживались скорее достаточно мягких общерусских канонов (традиций), чем жестких, строгих канонов местного промысла.

9. Старооскольскую игрушку делали  некоторые мастера, которые на ней специализировались.

В Старом Осколе глиняную игрушку в различном объеме лепили практически все семьи гончаров. Обычно ее лепили в свободное время женщины и дети. Только в  середине Х1Х века  появились в городе игрушечники-ремесленники, т.е. люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей и «этим жили» (пока найден только один пример – Лисицына Татьяна Павловна – больной муж помогал ей, чем мог, в этой работе, а обжигал игрушки – её брат-гончар).

По словам Д.И. Распопова: «Воз игрушек на базаре стоил дороже воза горшков». Но, тем не менее, мастера – гончары этим «баловством» не занимались.

10. Старооскольская игрушка является разновидностью курской (иногда – белгородской) глиняной игрушки.

Это утверждение совершенно непонятное. В разные времена наши земли относились по территориальному делению к различным образованиям: к Белгородской губернии; к Курскому наместничеству;  к Яголдайскому княжеству в составе Великого княжества Литовского; к Киевским землям; к Новгород-Северскому княжеству; к Перяславскому княжеству;  к Хазарскому каганату и так далее в глубь веков.

Можно понять, почему глиняная игрушка, изготовленная в городе Вятка в Дымковской слободе называется «дымковской». Но почему глиняную игрушку, изготовленную в городе Старый Оскол в Казацкой слободе, предлагают называть «курской»  или «белгородской» понять трудно.

До настоящего времени не обнаружены признаки того, что в Белгороде существовал промысел глиняной игрушки. Скорее всего, в Белгород игрушка завозилась из Старого Оскола и из Борисовки. Курск в основном снабжался глиняной игрушкой из села Кожля. Старооскольская глиняная игрушка довольно сильно отличается от борисовской и  особенно сильно она отличается от кожлянской игрушки.

Из самых старых старооскольских игрушек погремушки, дамы, утушки и коники можно считать общерусскими или даже общеславянскими, так как их делали в древности почти во всех регионах России. Коники XV века по пластике очень напоминают московскую игрушку Х1У – ХУ1 века, поэтому в качестве одной из рабочих гипотез можно принять, что некоторые мастера-игрушечники появились в наших краях в ХУ – ХУ1 веках из Москвы или Подмосковья. Уже в ХУП веке мастера учли свойства местной глины, и пластика коников резко изменилась (стали короче и толще шеи коников, короче ножки, игрушка стала более компактной). Большинство  старооскольских игрушек ХУП-Х1X века являются оригинальными и не имеют близких аналогов среди игрушек других промыслов. На игрушки конца X1X – начала XX веков значительное влияние оказали два фактора: а) появилась фабричная игрушка и началось подражание ей; б) изменился рынок – старьевщики скупали игрушки-свистульки «не глядя и корзинами», поэтому появилось много людей, желающих подзаработать на изготовлении глиняных игрушек. В это время игрушка наиболее сильно изменялась.

Таким образом, нашу самобытную глиняную игрушку правильнее будет все-таки называть старооскольской.

11. В Старом Осколе лепили «курский тип дам» – тонкие и стройные.

На самом деле вплоть до конца X1X века оскольские дамы лепились довольно пышные и неказистые (их и называли «бабы»). Только в начале XX века, когда по заказам старьевщиков глиняную игрушку начали лепить «все, кому не лень», в наших находках есть единичные образца «тонких и стройных» дам.

12.Старооскольская игрушка ярка раскрашивается различными красками.

До конца Х1Х века наша игрушка не раскрашивалась яркими красками. Игрушку из беложгущейся глины перед обжигом раскрашивали минеральной краской – охрой, которую получали путём обжига конкреций лимонита в горне, попутно с обжигом керамики. С конца Х1Х века появляется примитивная раскраска игрушек одной, редко двумя красками. Чернильный карандаш, зелёнка, печная сажа да малиновый фуксин, купленный «у китайца» – вот и все краски того периода. Пигменты растирались на молоке. В качестве кисточки использовались гусиные перья. Сёстры Гончаровы вспоминали, что когда не было никакой краски дома и нужно было срочно раскрасить игрушки для продажи, то их мама обходилась только сажей.

Во второй половине ХХ века сестры Гончаровы использовали для раскраски своих игрушек многие яркие краски, которые им дарили местные художники. Одна партия игрушек даже была раскрашена масляными красками. Оглядев игрушки критически, сёстры сказали: «Конечно красиво, но что-то здесь не то. Больше масляными красками красить не будем.»

13. В старооскольской игрушке широко применялось чернение или задымление.

Оскольские мастера – горшколепы в самом деле широко применяли технологию чернения или задымления некоторых своих не ответственных изделий (трубы, подставы, большие горшки для нагрева воды, рыбацкие грузила и пр.- при продаже на рынке покупатели их называли «калёные»). При украшении игрушек чернение и задымление практически не применялось. Найденные нами несколько фрагментов такой игрушки говорит скорее о том, что это произошло случайно. Наталья Михайловна Гончарова очень удивилась, когда мы ей сказали о задымлении игрушек. «Да вы что? Игрушка должна быть яркой, чтобы привлечь внимание ребёнка на рынке. Она должна нести ребёнку радость. А какую радость может принести мрачная чёрная игрушка?»

В заключение нам хотелось бы подчеркнуть, что за несколько столетий своего существования старооскольский  народный промысел глиняной игрушки постоянно менялся. Если в древности эти изменения осуществлялись довольно медленно, то в Х1Х веке наблюдается существенное упрощение формы игрушек, переход на более производительные технологии, использование нескольких цветов краски для украшения игрушек, появляются композиции из нескольких фигурок.

Конечно, каждый мастер глиняной игрушки может творить, экспериментировать, вносить свой вклад в развитие глиняной игрушки нашего промысла. Следует только сверять свои поиски с лучшими образцами  народной старооскольской игрушки, созданными за многие века ее существования.

Нам представляется особенно важным увеличение времени преподавания новым ученикам богатой истории старооскольской народной игрушки, особенностей технологии игрушки разных периодов, анализировать тенденции изменения канонов и воспитывать у учеников уважение к тем канонам, традициям, которые безвестные мастера донесли до  нас из седой глубины веков.

Список литературы

1.      Иваненко Л. Жили-были на Подгорной гончары. Газета «Зори», 26.08.1993. -Старый Оскол.

2.      Шевченко Б., Дрожичева Н. Глиняное чудо. Газета «Третий полюс» (старооскольский выпуск).18 ноября 1999. -Старый Оскол.

3.      Шевченко Б., Шевченко М. Старооскольская глиняная игрушка утушка. Газета «Экология». март 1996, -Старый Оскол.

4.      Шевченко Б.А., Бородина М.Б., Шевченко А.Г. Тенденции изменения технологии старооскольской глиняной игрушки. Полвека Белгородской области: итоги, проблемы, перспективы. Сб. научн. трудов. –Старый Оскол, 2003. Изд. СТИ МИСиС. С. 271-277.

5.  Шевченко Б.А., Шевченко А.Г., Бородина М.Б. Перспективы возрождения промысла старооскольской народной глиняной игрушки. В сборнике трудов городской НМК «Развитие образования в городе Старый Оскол и Старооскольском районе». -Старый Оскол, Изд. «ТНТ», 2004. С. 289-292.

6.  Шевченко Б.А., Бородина М.Б. К возрождению промысла старооскольской глиняной сувенирной игрушки. Молодые учёные производству. Сб. тр. регион. НМК. -Старый Оскол, СТИ МИСиС, 2005. с.233-235.

7. Васильева Т. Профессор лепит игрушки. Газета «Оскольский курьер», 22.05. 2006. -Старый Оскол.

8. Шевченко Б.А., Бородина М.Б. Тенденции изменения канонов Старооскольского промысла народной глиняной игрушки  в период с XV до 30-х годов XX века. Сборник трудов конференции. -Суджа. 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Второй цикл 1996-2011. Bookmark the permalink.

27 Responses to ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ КАНОНОВ ПРОМЫСЛА.

  1. hey admin thanks for great and straightforward understandable post i liked your webpage website definitely significantly bookmarked also

  2. Seriously necessary publish admin excellent one particular i bookmarked your web page see you in upcoming webpage publish.

  3. Terrific article admin thank you. I located what i was searching for here. I will review complete of posts within this time of day

  4. Barbie oyunu says:

    hey admin thanks for fantastic and easy understandable post i loved your blog site web site genuinely significantly bookmarked also

  5. toptan bere says:

    Good submit admin! i bookmarked your internet blog. i’ll search ahead in case you may have an e-mail checklist including.

  6. Hello admin very good put up considerably thanks adored this weblog actually a lot

  7. köpek oteli says:

    i cant get how you may reveal like this remarkable posts admin considerably thanks

  8. bayan escort says:

    I essential for this webpage publish admin truly thanks i’ll look your subsequent sharings i bookmarked your weblog

  9. kibarlı says:

    Hello admin great submit very much thanks adored this blog definitely much

  10. film izle says:

    Hello admin beneficial post very much thanks adored this blog site actually very much

  11. Greetings thanks for great post i was browsing for this concern final two days. I will look for up coming valuable posts. Have fun admin.

  12. AÖF says:

    Greetings thanks for good publish i was browsing for this issue survive 2 days and nights. I’ll search for following precious posts. Have pleasurable admin.

  13. Amazing post admin thank you. I identified what i was looking for right here. I will review entire of posts on this evening

  14. Hello admin beneficial post significantly thanks loved this weblog genuinely much

  15. 6hooPB I`m so grateful that you enlightened me and the most important thing that it happened in time. Just think, I have been using the internet for six years already but it`s the first time I`ve ever heard about it!….

  16. ukash says:

    I used to be curious about your upcoming post admin definitely necessary this blog site super astounding web site

  17. hey admin thanks for good and uncomplicated understandable post i beloved your web site web page definitely much bookmarked also

  18. blogging says:

    I required for this web site publish admin definitely thanks i’ll look your future sharings i bookmarked your blog

  19. I used to be browsing for this fantastic sharing admin very much thanks and also have good blogging bye

  20. xxxtube says:

    hey admin thanks for fantastic and effortless understandable submit i liked your web site website truly very much bookmarked also

  21. film indir says:

    I used to be in search of this blog previous three days wonderful weblog operator excellent posts anything is wonderful

  22. dizi izle says:

    oh my god amazing put up admin will check your blog site often

  23. arabic music says:

    I was curious about your subsequent article admin seriously necessary this webpage super amazing webpage

  24. hayyam says:

    oh my god superb submit admin will test your blog always

  25. bkm says:

    i cant get how it is possible to reveal like this incredible posts admin much thanks

  26. Jonathan says:

    Thanks for sharnig. Always good to find a real expert.

  27. i bookmarked you in my browser admin thank you so much i will be searching for your next posts