Образ птицы в глиняной игрушке – 2.

Образ птицы в русской и, в частности, в старооскольской глиняной игрушке.

Б.А. Шевченко

(часть 2)

 Старооскольские птички XIХ -  ХХ веков.

 К этому периоду относятся игрушки из  Клада-2 (конец XIX – начало XX веков), игрушки cестёр Гончаровых и Шамыгиной Л.П. (вторая половина ХХ века)

Не знаю, как это объяснить, но в Кладе-2 фигурка птички относится к редким находкам. А фигурки утушки, или хотя бы её явных фрагментов, найти вообще не удалось.

Найдена одна птички и один фрагмент птички. По ним видно, что продолжается та же тенденция – технология вареника, клюв-конус, уменьшаются размеры. Появляется плоская головка с крупным налепленным глазом, что не характерно для старооскольской игрушки. Очень возможно, что таких птичек с налепными глазами придумали и лепили в артели “Интруд” в 50-х годах ХХ века.

Похожих птичек лепили на ближайшем небольшом керамическом производстве в селе Горшечном. Одну такую игрушку удалось найти на окраине нашего города на даче, на месте бывшей усадьбы священника. Игрушку нашла Рязанова Александра Семёновна  и в 1994 году подарила её мне.

Птичка-свисток из Горшечного.

Но вот ещё одна  птичка с отбитой ножкой, налепными глазами и раскраской коричневой и синей красками, найденная в селе Роговатое. Формы этой птички напоминают старооскольские птички XVIII – начала XIX века, хотя это может быть и другой промысел. (Фотография Натальи Никишиной (Дом ремёсел)).

Эта же птичка (вид спереди). Из фотографий не ясно – есть ли лады?

К концу XVIII века, скорее всего, в старооскольской птичке появляются два новшества: петушок (курочка)  и поливная птичка.

На фото два фрагмента птичек из низкосортной глины. У левой птички явно видны серёжки – сёстры Гончаровы называли таких птичек “петушок”. У правой птички серёжек нет – значит она “курочка”.

Одна из поливных птичек – свисток с небольшой полостью, оформленный в виде птички. Эту игрушку мы нашли во времена работы с Кладом-2, но её выкопали не мы, а куры, “купаясь” в пыли чуть ниже дома Д.И. Распопова. Вторая игрушка была нам подарена Кудиным Владимиром Александровичем, который нашёл её в окрестностях усадьбы своего деда в селе Каплино – ближайший пригород Старого Оскола.

Вот, пожалуй и всё, что можно сказать о птичках конца XIX – начала ХХ веков.

Потомственные мастера, работавшие с игрушкой в конце ХХ века: Л.П.Шамыгина, О.М. и Н.М. Гончаровы.

Лариса Павловна Шамыгина лепила двух птичек, по технологии начала ХХ века.

Это просто птичка Ларисы Павловны с самой необычной раскраской на спинке.

 

 

 

 

 

 

А это птички на ножке. Этих игрушек она лепила очень мало. Но такая раскраска птичек была для неё характерна – короткие полоски, уголки самого различного цвета.

Ольга Михайловна и Наталья Михайловна Гончаровы лепили много курочек и петушков.

Курочка (слева) от петушка отличалась только отсутствием серёжки.

Довольно редко они лепили следующие разновидности птичек:

 

 

 

 

Петушок на ножке без хвостика (справа) и с хвостиком.

И совсем редко лепили утушку, которая мало чем отличалась от курочки.

А с этой уточкой (утушкой) была такая история. Я постоянно путался в курочках и утушках и однажды попросил слепить мне утушку и объяснить, чем она отличается от курочки. В это время Ольга Михайловна только закончила лепить курочку.

- Вам нужна утушка? Это просто. У курочки клюв острый, а у утушки плоский. Немного расплющим клюв. У утушки лапы с перепонками – немного оттянем их вперёд и расплющим. Вот вам из курочки получилась утушка.

И совсем случайно Ольга Михайловна однажды неудачно слепила птичку, которую сама же назвала «попугаем».

После раскраски этой птички и подрисовки глаз (О.М. забыла проколоть их при лепке) сёстры Гончаровы посмеялись над ней и хотели выбросить. Но я уговорил их подарить её мне. Они согласились, только просили никому этого “попугая”  не показывать. Я выполнил их просьбу. Более 15 лет эту игрушку никто не видел.

Раскраска птичек сёстрами Гончаровыми придумана ими. В основном это ломаная линия с точками и очень редко ветка дерева (петушок с хвостиком).

Несколько слов о солярном знаке на грудке птичек. Так как в игрушках предыдущих периодов солярных знаков не было, то я спросил сестёр – почему они так рисуют? Они ответили, что так рисовали и до них всегда. Недели через 2-3 недели я задал этот вопрос опять. Они ответили, что это – как знак качества. Это означает, что птичка и коник очень хорошие (на грудке коников тоже они рисовали солярный знак). Я выждал ещё месяца полтора и задал подобный вопрос в третий раз. Они переглянулись и ответили примерно так:

- Борис Андреевич, вы нас извините. Вы это спрашиваете уже третий раз и вы правы. Мы два раза говорили вам не правду. Нас так научил говорить Блинов и он же нам посоветовал рисовать такой знак на грудках коника и птички. Нам  понравился этот знак и мы его рисуем. Наша мама ничего подобного не рисовала и другие свистюлишницы его тоже не рисовали на игрушках.

Коник и птичка – слуги Солнца и на некоторых российских  промыслах на их грудках рисовались солярные знаки. Только на одном из пяти фрагментов коников, найденных мною в Москве , есть солярные знаки, но они нарисованы с двух сторон на крупе коника. Интересно, что иногда сёстры нарисовать солярный знак забывали (петушок на ножке).

Отмечу, что солярный знак сёстрам понравился, как элемент орнамента и они иногда использовали его и не по назначению, нанося, например, на грудку барашка, форма которого напоминает форму птички. (Спесивцев Ю.С. такие игрушки называет трёхточечные, по числу опор.)

И  символика солярного знака вообще теряет всякий смысл, когда он становится рисунком ткани, из которой сшито платье дамы.

Ещё несколько слов о наложении красок при раскраске игрушек (утушка и солярный знак барашка). Не знаю, кто сёстрам это посоветовал или у кого они это “подсмотрели”, но две или три партии игрушек они так раскрасили. Я старался не вмешиваться в их творческий процесс, но однажды они меня спросили, что я думаю про такую раскраску. Я ответил, что это, по моему мнению, не естественно для народных игрушек. Они сказали, что им это тоже не нравится и так красить они больше не будут.

Аналогичный случай был с масляными красками, которые принёс им художник Хегай. Покрасили одну партию игрушек, посмотрели и решили, что так больше красить не будут.

Для чего я это пишу? В некоторых коллекциях есть такие игрушки и молодые мастера должны, по крайней мере, знать, что это был эксперимент сестёр Гончаровых и они его признали неудачным.

И несколько слов об особенностях технологии изготовления птички. Сёстры Гончаровы сказали мне, что технологии “морковка” их научила Элита Стекунова из Тулы.

По филимоновской технологии, конечно, лепить тушку птички проще и быстрее, но много проблем со свистком и сёстры Гончаровы, повозившись порой минут 10 со свистком, сминали игрушку и лепили её заново. Они мне показали традиционную местную технологию “варенника” и “ложки”, но сказали, что это дольше по времени и им сейчас больше нравится “морковка”. Да и при обжиге, при старой технологии, игрушки иногда лопаются по шву.

Некоторые очевидные выводы:

1. Очень жаль, что пропала утушка в старооскольской игрушке, которую много лепили лет 300-400 назад.

2. Жаль. что пропали стилизованные птички с 2 и 4 ладами, которых лепили лет 400-500 назад и они были, возможно, прототипами первых глиняных свирелей.

3. У многих игрушек сестёр Гончаровых плохие свистки. Это следствие перехода от технологии “морковка наоборот” к “морковной” технологии лепки игрушки.

4. До начала ХХ века глиняные игрушки не красились, или на игрушки из беложгущейся глины  наносили наклонные и кривые линии рыжей ангобой или минеральной краской (суриком). Минимальное использование краски началось в начале ХХ века. Сёстры Гончаровы во второй половине ХХ века самостоятельно придумали многие мотивы раскраски своих игрушек, используя несколько красок. Некоторые элементы орнамента им подсказали искусствоведы и ученики.

5. Про яркую раскраску глиняной игрушки последний гончар Старого Оскола Дмитрий Иванович Распопов сказал примерно так:

- В начале XIX века много игрушек скупали старьевщики. Они их покупали корзинами и не глядя. По их просьбе игрушки и начали красить яркими красками. И лепить их в городе стали все, кому не лень.

5. Интересен поливной свисток начала ХХ века в форме птички. Небольшой, простой, крепкий, звонкоголосый – то, что нужно ребёнку, если задача у него – свистнуть. Хорошо бы эту птичку возродить в нашей игрушке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Третий цикл 2011-. Bookmark the permalink.

Comments are closed.