Образ птицы в русской и, в частности, в старооскольской глиняной игрушке.
Б.А. Шевченко
(часть 2)
Старооскольские птички XIХ - ХХ веков.
К этому периоду относятся игрушки из Клада-2 (конец XIX – начало XX веков), игрушки cестёр Гончаровых и Шамыгиной Л.П. (вторая половина ХХ века)
Не знаю, как это объяснить, но в Кладе-2 фигурка птички относится к редким находкам. А фигурки утушки, или хотя бы её явных фрагментов, найти вообще не удалось.
Найдена одна птички и один фрагмент птички. По ним видно, что продолжается та же тенденция – технология вареника, клюв-конус, уменьшаются размеры. Появляется плоская головка с крупным налепленным глазом, что не характерно для старооскольской игрушки. Очень возможно, что таких птичек с налепными глазами придумали и лепили в артели “Интруд” в 50-х годах ХХ века.
Похожих птичек лепили на ближайшем небольшом керамическом производстве в селе Горшечном. Одну такую игрушку удалось найти на окраине нашего города на даче, на месте бывшей усадьбы священника. Игрушку нашла Рязанова Александра Семёновна и в 1994 году подарила её мне.
Но вот ещё одна птичка с отбитой ножкой, налепными глазами и раскраской коричневой и синей красками, найденная в селе Роговатое. Формы этой птички напоминают старооскольские птички XVIII – начала XIX века, хотя это может быть и другой промысел. (Фотография Натальи Никишиной (Дом ремёсел)).
Эта же птичка (вид спереди). Из фотографий не ясно – есть ли лады?
К концу XVIII века, скорее всего, в старооскольской птичке появляются два новшества: петушок (курочка) и поливная птичка.
На фото два фрагмента птичек из низкосортной глины. У левой птички явно видны серёжки – сёстры Гончаровы называли таких птичек “петушок”. У правой птички серёжек нет – значит она “курочка”.
Одна из поливных птичек – свисток с небольшой полостью, оформленный в виде птички. Эту игрушку мы нашли во времена работы с Кладом-2, но её выкопали не мы, а куры, “купаясь” в пыли чуть ниже дома Д.И. Распопова. Вторая игрушка была нам подарена Кудиным Владимиром Александровичем, который нашёл её в окрестностях усадьбы своего деда в селе Каплино – ближайший пригород Старого Оскола.
Вот, пожалуй и всё, что можно сказать о птичках конца XIX – начала ХХ веков.
Потомственные мастера, работавшие с игрушкой в конце ХХ века: Л.П.Шамыгина, О.М. и Н.М. Гончаровы.
Лариса Павловна Шамыгина лепила двух птичек, по технологии начала ХХ века.
Это просто птичка Ларисы Павловны с самой необычной раскраской на спинке.
А это птички на ножке. Этих игрушек она лепила очень мало. Но такая раскраска птичек была для неё характерна – короткие полоски, уголки самого различного цвета.
Ольга Михайловна и Наталья Михайловна Гончаровы лепили много курочек и петушков.
Курочка (слева) от петушка отличалась только отсутствием серёжки.
Довольно редко они лепили следующие разновидности птичек:
Петушок на ножке без хвостика (справа) и с хвостиком.
И совсем редко лепили утушку, которая мало чем отличалась от курочки.
А с этой уточкой (утушкой) была такая история. Я постоянно путался в курочках и утушках и однажды попросил слепить мне утушку и объяснить, чем она отличается от курочки. В это время Ольга Михайловна только закончила лепить курочку.
- Вам нужна утушка? Это просто. У курочки клюв острый, а у утушки плоский. Немного расплющим клюв. У утушки лапы с перепонками – немного оттянем их вперёд и расплющим. Вот вам из курочки получилась утушка.
И совсем случайно Ольга Михайловна однажды неудачно слепила птичку, которую сама же назвала «попугаем».
После раскраски этой птички и подрисовки глаз (О.М. забыла проколоть их при лепке) сёстры Гончаровы посмеялись над ней и хотели выбросить. Но я уговорил их подарить её мне. Они согласились, только просили никому этого “попугая” не показывать. Я выполнил их просьбу. Более 15 лет эту игрушку никто не видел.
Раскраска птичек сёстрами Гончаровыми придумана ими. В основном это ломаная линия с точками и очень редко ветка дерева (петушок с хвостиком).
Несколько слов о солярном знаке на грудке птичек. Так как в игрушках предыдущих периодов солярных знаков не было, то я спросил сестёр – почему они так рисуют? Они ответили, что так рисовали и до них всегда. Недели через 2-3 недели я задал этот вопрос опять. Они ответили, что это – как знак качества. Это означает, что птичка и коник очень хорошие (на грудке коников тоже они рисовали солярный знак). Я выждал ещё месяца полтора и задал подобный вопрос в третий раз. Они переглянулись и ответили примерно так:
- Борис Андреевич, вы нас извините. Вы это спрашиваете уже третий раз и вы правы. Мы два раза говорили вам не правду. Нас так научил говорить Блинов и он же нам посоветовал рисовать такой знак на грудках коника и птички. Нам понравился этот знак и мы его рисуем. Наша мама ничего подобного не рисовала и другие свистюлишницы его тоже не рисовали на игрушках.
Коник и птичка – слуги Солнца и на некоторых российских промыслах на их грудках рисовались солярные знаки. Только на одном из пяти фрагментов коников, найденных мною в Москве , есть солярные знаки, но они нарисованы с двух сторон на крупе коника. Интересно, что иногда сёстры нарисовать солярный знак забывали (петушок на ножке).
Отмечу, что солярный знак сёстрам понравился, как элемент орнамента и они иногда использовали его и не по назначению, нанося, например, на грудку барашка, форма которого напоминает форму птички. (Спесивцев Ю.С. такие игрушки называет трёхточечные, по числу опор.)
И символика солярного знака вообще теряет всякий смысл, когда он становится рисунком ткани, из которой сшито платье дамы.
Ещё несколько слов о наложении красок при раскраске игрушек (утушка и солярный знак барашка). Не знаю, кто сёстрам это посоветовал или у кого они это “подсмотрели”, но две или три партии игрушек они так раскрасили. Я старался не вмешиваться в их творческий процесс, но однажды они меня спросили, что я думаю про такую раскраску. Я ответил, что это, по моему мнению, не естественно для народных игрушек. Они сказали, что им это тоже не нравится и так красить они больше не будут.
Аналогичный случай был с масляными красками, которые принёс им художник Хегай. Покрасили одну партию игрушек, посмотрели и решили, что так больше красить не будут.
Для чего я это пишу? В некоторых коллекциях есть такие игрушки и молодые мастера должны, по крайней мере, знать, что это был эксперимент сестёр Гончаровых и они его признали неудачным.
И несколько слов об особенностях технологии изготовления птички. Сёстры Гончаровы сказали мне, что технологии “морковка” их научила Элита Стекунова из Тулы.
По филимоновской технологии, конечно, лепить тушку птички проще и быстрее, но много проблем со свистком и сёстры Гончаровы, повозившись порой минут 10 со свистком, сминали игрушку и лепили её заново. Они мне показали традиционную местную технологию “варенника” и “ложки”, но сказали, что это дольше по времени и им сейчас больше нравится “морковка”. Да и при обжиге, при старой технологии, игрушки иногда лопаются по шву.
Некоторые очевидные выводы:
1. Очень жаль, что пропала утушка в старооскольской игрушке, которую много лепили лет 300-400 назад.
2. Жаль. что пропали стилизованные птички с 2 и 4 ладами, которых лепили лет 400-500 назад и они были, возможно, прототипами первых глиняных свирелей.
3. У многих игрушек сестёр Гончаровых плохие свистки. Это следствие перехода от технологии “морковка наоборот” к “морковной” технологии лепки игрушки.
4. До начала ХХ века глиняные игрушки не красились, или на игрушки из беложгущейся глины наносили наклонные и кривые линии рыжей ангобой или минеральной краской (суриком). Минимальное использование краски началось в начале ХХ века. Сёстры Гончаровы во второй половине ХХ века самостоятельно придумали многие мотивы раскраски своих игрушек, используя несколько красок. Некоторые элементы орнамента им подсказали искусствоведы и ученики.
5. Про яркую раскраску глиняной игрушки последний гончар Старого Оскола Дмитрий Иванович Распопов сказал примерно так:
- В начале XIX века много игрушек скупали старьевщики. Они их покупали корзинами и не глядя. По их просьбе игрушки и начали красить яркими красками. И лепить их в городе стали все, кому не лень.
5. Интересен поливной свисток начала ХХ века в форме птички. Небольшой, простой, крепкий, звонкоголосый – то, что нужно ребёнку, если задача у него – свистнуть. Хорошо бы эту птичку возродить в нашей игрушке.