Мужские головные уборы в игрушках XVI-XVIII века, часть 3.

Мужские головные уборы в археологических находках старооскольской народной глиняной игрушки ХVI-ХVIII веков

 Шевченко Б.А., Бородин Я.Д.

Часть 3 ( в 3 частях).

4. Ермолка (колпак). 

 Пожалуй, наиболее распространенной формой собственно шапки на Руси был колпак (или калпак, или ермолка) — высокий, кверху суживавшийся (иногда так, что верх заламывался и отвисал).

На рисунке слева показан один из разновидностей колпаков, которые носили в основном крестьяне.

Внизу у колпака обычно были узкие отвороты с одной-двумя прорехами, к которым прикреплялись украшения — пуговицы, запоны, меховая оторочка. Колпаки были распространены чрезвычайно широко. Они были вязаные и шитые из разных материй (от бели и бумаги до дорогих шерстяных тканей) — спальные, комнатные, уличные и парадные. В завещании начала XVI в. раскрывается любопытная история о том, как русский князь Иван взял у своей матери — Волоцкой княгини — «во временное пользование» разные фамильные драгоценности — в том числе серьги из сестриного приданого — и пришил себе на колпак, да так и не отдал. Должно быть, этот колпак был очень нарядным головным убором щеголя. Столетием позже среди имущества Бориса Годунова упомянут «колпак саженой; на нем 8 запон да на прорехе 5 пуговиц». Колпак или, как его тогда называли, клобук был распространен на Руси и в древности.

Разновидностью колпака был в XVII веке  науруз (само слово иранского происхождения), имевший, в отличие от колпака, небольшие поля и также украшенный пуговицами и кистями. Поля науруза были иногда загнуты вверх, образуя острые уголки, которые любили изображать миниатюристы XVI в. Г. Г. Громов считает, что при этом татарский колпак имел также заостренный верх, тогда как русский головной убор был сверху закруглен [1].

Колпак  носили представители всех социальных групп русского общества в будни и праздники, дома и на улице.

В XVIII — начале XX века колпаки не имели столь широкого распространения. Они являлись принадлежностью в основном крестьянского костюма. В городах мужчины использовали колпаки как ночной головной убор. В деревнях были  распространены мужские колпаки, валянные из овечьей шерсти (их часто называли ЕРМОЛКА), представлявшие собой шапку, суживавшуюся кверху, иногда с полями, плотно примыкавшими к тулье, а также белые вязаные колпаки. Валянные из шерсти колпаки носили в Архангельской, Вологодской, Вятской, Воронежской, Смоленской, Енисейской губерниях [4].

Одной из разновидностью ермолки была ВАЛЕНКА (или  ЕЛОМОК) — мужской головной убор для весны, лета, осени из валяной овечьей шерсти белого, серого, коричневого цвета. Изготавливались в форме усеченного конуса с плоским или округлым верхом высотою около 15—18 см с отогнутыми и прилегающими к тулье высокими полями.

Фото 37.  На рисунке показана одна из разновидностей ермолки – валенка.

Такого типа головные уборы были на Руси, вероятно, уже в XIV — XV веках.

В начале XIX века белые и серые валенки были распространены в Архангельской, Пермской, Псковской, Смоленской, Тверской, Тульской, Орловской, Курской, в русских селах Витебской, Черниговской губерний. Коричневые валенки встреча­лись в Орловской, Курской, Тульской, Уфимской, Пермской, Вологод­ской губерниях. Во второй половине XIX века валенки стали выходить сначала из праздничного обихода, а затем и из повседневного, заменяясь КАРТУЗАМИ [4].

Посмотрим колпак-ермолку в старооскольской игрушке.

 Фото 36. А вот так сбоку выглядит единичная находка колпака старооскольского мужчины. Язык не поворачивается назвать его генералом. Скорее всего это был казак.

Фото 37. Казачий колпак – вид спереди. Большая часть лица в игрушке утеряна, но по оставшейся части можно судить, что рельеф лица был существенно мельче, чем в других рассмотренных нами выше игрушках.

Размеры колпака. Максимальный диаметр – 30 мм. Диаметр в верхней части – 11 мм. Общая высота от рельефа лица – 34 мм. Высота конусной части переменная - примерно 23 мм.

Удивительно, что при большой популярности этого головного убора на Руси, нами найден только один фрагмент игрушки с колпаком. По видимому это был слишком обыденный головной убор. Мы рассматриваем период XVI-XVIII века, когда город Оскол был крепостью на южных рубежах русского государства и основной задачей этой крепости была борьба с крымскими татарами и литовцами. Почти все мужчины, жители города, были воинами. Игрушка всадника предназначалась для мальчикав. А они, естественно, играли в те игры, которыми всерьёз занимались их отцы. Поэтому более популярными были игрушки всадников с головными уборами военного типа.

5. «Шляпа аптекаря».

Ещё один “гражданский” головной убор в единичных находках. Ничего подобного найти в Интернете нам  пока не удалось.

Этот головной убор мы не знаем как назвать, но он ассоциируется у нас со шляпой аптекаря (или колпаком повара), который забыл её снять и разъезжает на коне по своим срочным  делам.

Фото 38. А  так выглядела шляпа старооскольского аптекаря (или колпак повара) – вид спереди.

 

Фото 39. Та же шляпа – вид сбоку.

Фото 40. Та же шляпа – вид сверху.

Размеры головного убора. Длина – 37,5 мм, ширина – 35 мм, высота от рельефа лица – 17 мм.

Кстати, “колпак повара” – далеко не шутка. Интернет, например,  сообщает:

История поварского колпака началась в Англии в 1727 году. Король Георг II обнаружил в обожаемом им гороховом супе насекомое и страшно разгневался. Он повелел обрить наголо полсотни человек, работавших на кухне, и ввел в должность инспектора, который с той поры следил за гигиеной. А еще одним нововведением английского короля стало обязательное ношение поваром специального колпака, призванного хоть как-то защищать еду от попадания в нее волос и других инородных предметов.
С тех пор поварской колпак фактически не претерпел никаких изменений, сегодня его ношение персоналом на предприятиях общественного питания обязательно по требованиям санэпидемстанции.

 

 

 

Фото 41 и 42. Чем же принципиально современный колпак повара отличается от головного убора в нашей игрушке?

Таким образом мы рассмотрели основные и редкие старооскольские мужские головные уборы, запечатлённые в глиняных игрушках XVI-XVIII веков.

В заключении хотелось бы отметить, что нашей основной задачей было показать археологические старооскольские народные игрушки генералов и всадников, показать виды и разновидности их головных уборов и немного прокомментировать их. Эта информация важна в первую очередь для специалистов в области глиняной игрушки.

Если наша работа попадёт в руки (или на монитор) специалистов в области русского костюма, то, с одной стороны, они получат документальные свидетельства, запечатлённые практически в вечном материале о головных уборах того периода, а, с другой стороны, мы с большим удовольствием получим от них квалифицированную информацию по теме, замечания, советы, рекомендации, которые позволят нам внести коррективы в данный материал с соответствующими ссылками на источник.

7.12.2011 г.

Цитируемые источники:  

1.  http://www.family-history.ru/material/history/kostum/kostum_6.html

4.  http://www.narodko.ru/article/detail/ot_babo4ek_do_buhmuclinovogo.htm

 

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Третий цикл 2011-. Bookmark the permalink.

Comments are closed.