Женские головные уборы второй половины ХX века.

Женские головные уборы в старооскольской народной глиняной игрушке второй половины ХX века.

 Шевченко Б.А., Бородина М.Б., Часовских А.С.  
 

Продолжаем наш следующий – третий цикл публикаций по глиняной игрушке и речь в нем пойдет о женских головных уборах в игрушках-бабах и игрушках-дамах второй половины ХX века, то есть практически об игрушках Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых, Ларисы Павловны Шамыгиной и  Дарьи Константиновны Лихачёвой.

Женские головные уборы глиняных игрушек можно условно разделить на две части: основной головной убор баб и  основной головной убор дам.

Основным головным убором, вылепленных последними потомственными мастерами, глиняных баб является кокошник – вернее то, что от него осталось с давних времён.

Основным головным убором, вылепленных сёстрами Гончаровыми, глиняных дам является шляпа – с пером или без пера.

1) Кокошник.

Старооскольские кокошники второй половины ХХ века состояли из очелья и очень маленького конусного позатыльника (фото 1).

Фото 1. Кокошники старооскольских игрушек-баб (вид сбоку): XVI-XVIII века; конец XIX- начало XX века; Шамыгиной Л.П.; сестёр Гончаровых; Лихачёвой Д.К.

Фото 2. Кокошники старооскольских игрушек-баб (вид спереди): сестёр Гончаровых;  Шамыгиной Л.П.;  Лихачёвой Д.К.

Очелье старооскольских баб  охватывало большую часть лица и:

- у сестёр Гончаровых имело нарезку по краю или по высоте очелья;

Фото 3. Очелье баб сестёр Гончаровых: с нарезкой по краю;  с нарезкой по высоте. Обратите внимание, что сёстры первые перестали  накалывать рот и глаза своим бабам и дамам.

- у Шамыгиной Л.П. почти не отличалось от игрушек XIX-начала XX века, но нарезка по краю настолько мелкая и незаметная, что она обычно заливалась краской и не была видна;

Фото 4. Очелье баб Шамыгиной Л.П. с очень мелкой нарезкой по краю. Обратите внимание на наколку глаз и рта, которые мастером ещё и подкрашивались.

- у Лихачёвой Д.К. на очелье нет нарезки и очень маленький позатыльник (но в этом случае что-либо утверждать сложно, так как имеется только одна игрушка, изготовленная очень больным мастером).

Фото 5. Очелье бабы Лихачёвой Д.К. без нарезки, вытянутое из общего куска глины. Глаза и рот наколоты обычной спичкой. Эта игрушка не только не раскрашивалась, но и не обжигалась, так как глину взяли первую попавшуюся. Боюсь, что при обжиге игрушка рассыпется. Кувшин-свисток отвалился сразу, ещё  при сушке.

Высота очелья в глиняных игрушках и его диаметр у Гончаровых и Шамыгиной колеблются в диапазоне 26-30 мм, у Лихачёвой – 23 мм.

Позатыльник старооскольских модниц изготавливался конусообразного вида  и подвязывался под очелье, чтобы закрыть сзади волосы женщины. Позатыльник игрушки выполнялся длиной: у Шамыгиной – 10 - 12 мм; у Гончаровых – 8 – 10 мм; у Лихачёвой – 6 мм.

Особенности технологии.

Сёстры Гончаровы головку формовали сразу с позатыльником, затем примазывалось очелье. Шамыгина Л.П. лепила головной убор отдельно и примазывала его к головке бабы. Лихачёва Д.К. формовала всё сразу – головку с головным убором.

 

2) Шляпа дам сестёр Гончаровых.

Дамы в шляпах появились только в игрушках сестёр Гончаровых (по крайней мере шляп пока нет ни в одной археологической находке).

Шляпы были двух видов: с пером и без пера.

Фото 6. Шляпы дам сестёр Гончаровых: с пером; без пера.

Фото 7. Перья на шляпах были то толстые, то тонкие. Отклонялись то вправо, то влево. Шляпа и перо обязательно закрашивались.

 Вначале сёстры лепили все шляпы только с пером. Иногда, при обжиге, перо отлетало от шляпы. Тогда мы его подклеивали. Иногда перо не только отлетало, но и рассыпалось. Помню, что в некоторых игрушках сёстры перо просто рисовали краской. Однажды (это было примерно за год до смерти Ольги Михайловны) сёстры решили, что без пера шляпа тоже смотрится нормально и иногда сознательно лепили шляпу без пера. Я думаю, что примерно 95% их дам имеют на шляпе перо, а 5% – нет. Первой игрушкой, когда шляпа была без пера была дама с сумочкой (А67-Б43) – она и попала в Каталог. Позже шляпа без пера иногда была у разных игрушек-дам сестёр Гончаровых, но  я уже не считал эти игрушки новой разновидностью.

Фото  8. Если перо отлетало при обжиге, то на шляпе оставался след от него, который не пропадал и при закрашивании – как на зелёной шляпе. На красной и не раскрашенной шляпах видно, что пера не было. Шляпы сознательно лепились мастерами без пера.

Фото  9. А это совершенно новая шляпка только что найденная в фондах коллекции. Помню бабушкин комментарий: – Что-то похожее носили дамы в Осколе, но с этой шляпкой столько возни…

Очень возможно, что такая шляпа сохранилась в единственном экземпляре. Рассмотрим её повнимательней. Это есть элемент творчества бабушек Гончаровых.

Фото 10. Вот так новая шляпка смотрится сбоку.

Фото 11. А вот так спереди-сверху. Не берусь дать название этой шляпке. Возможно синяя полоска – это венок из васильков? Мне кажется, что такое толкование сёстрам понравилось бы.

Фото 12. Хочу обратит внимание на то, что и младенцы и дети у гончаровских баб и дам одеты в женский головной убор, напоминающий кокошник. Сорее свего у младенцев – это своеобразный чепец.

Фото 13. У детишек постарше за очельем явно ваиден позатыльник. Хотя, мы знаем, что ребёнок волосы может и не прятать. Но мы  не знаем – какое сейчас у этих дам время года. Возможно, что поздняя осень и шапочка ребёнку не помешает.

Фото 14. А это тоже интересно. В композиции “Большая семейка” кокошник не только на головке ребёнка, но и на головке куклы у ребёнка.

Таким образом, в старооскольской народной глиняной игрушке у баб был традиционный головной убор – кокошник, который со временем всё больше упрощался. В конце ХХ века в игрушке сестёр Гончаровых появились дамы в шляпе.

12.01.2012 г.

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Третий цикл 2011-. Bookmark the permalink.

Comments are closed.