Женские головные уборы в игрушках XVI-XVIII века, часть 2.

Женские головные уборы в археологических находках старооскольской народной глиняной игрушки ХVI-ХVIII веков

 Шевченко Б.А., Бородина М.Б., Часовских А.С.

Часть 2

В первой чвсти мы рассмотрели основной головной убор старооскольских модниц ХVI-ХVIII веков – кокошник (50 находок).

В этой заключительной части рассмотрим редкие головные уборы, которых в найденных игрушках всего 4: рогатая кичка  (1); кичка лопатообразная (копытообразная) (2); тюрбан  (1).

2)  Рогатая кичка (кика).

Многие исследователи русского костюма считают рогатую кичку разновидностью кокошника [3].  Её название происходит от названия  лебединого  крика (кликать, кричать). Кика получила распространение около XV века, будучи тогда головным убором цариц. Главным её отличием от кокошника можно считать то, что она представляла собой твёрдую шапку с плоским верхом.

Фото 32.  Anna Sv?dnick? (1339 – 1362, Praha) – третья жена Карла Четвертого,  в музее восковых фигур в Карлштейне (Чехия)

Иногда у кички имелись по бокам части, прикрывавшие уши.

 

   Фото 33. Рогатый головной убор показывал. что его обладательница – женщина детородного возраста (не старушка).

Такой головной убор известен из глубокой древности.

Фото 34. Зарисовка археологов скифо-кобанской фигурки из Дагестана (6 в. до н.э.).

Фото 35. Русская вышивка с рогатой богиней Макошь.

Фото 36. На египетской фреске рога превратились в два пера богини Маат (Макоши) с солнцем внутри.

Заметим, что древнейшее скульптурное изображение Макоши датировано 42-м тысячелетием до н.э. и найдено на Руси, на Дону, в селении Костёнки.  Поэтому и зарождение, и развитие культа Макоши исследователи относят к Руси и к славянству, а египетское использование этого славянского культа Макоши-Маат рассматривают, как его продолжение, принесённого в долину Нила проторусскими переселенцами [4].

Рогатая кичка имитировала рога коровы, что символизировало плодовитость её хозяйки. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин долгое время (и поныне!) сохранился способ подвязывания платка, когда его угловые концы торчали на лбу в виде маленьких рожек.

Старооскольская баба с рогатой кичкой не такая красивая, как на иллюстрациях. Видимо древний мастер редко видел такие головные уборы у оскольских  женщин и попопытался что-то похожее слепить (фиг.  37, 38 и 39).

Фото 37. Баба в рогатой кичке (вид спереди).

Фото 38. Баба в рогатой кичке (вид сзади).

Фото 39. Баба в рогатой кичке (вид слева).

3) Кичка лопатообразная (копытообразная).

Этот головной убор известен с XI – XII веков. Похожий головной убор в конце XIX – начале XX века называли «сорока».

Кичку лопатообразную так же считают  разновидностью кокошника [3].  Главным её отличием от кики безрогой можно считать то, что она представляла собой твёрдую шапку с плоским не горизонтальным верхом, хотя у новгородской кички верх был почти горизонтален.

Фото 40. Кичка безрогая.

Фото 41. Кичка новгородская.

У старооскольской кички лопатообразной (фото 42 и 43) верхняя часть не просто наклонена назад, но и ещё довольно явно вогнута.

Фото 42. Старооскольская кичка лопатообразная. Левая фигурка лишилась лица и части головного убора.

Фото 43. Вид сзади фигурок на фото 42. Видим кичку лопатообразную (копытообразную) с вогнутым верхом.

Можно выдвинуть и другое, менее вероятное, предположение, что этот головной убор – венец, прикрытый платком, как на фото 44, но только венец невысокий, возможно даже “коруна”.

Фото 44. Венец, прикрытый платком.

Если последнее предположение верно, то на фото 45 мы видим юную незамужнюю осколянку.

Можно также предположить, что это безрогая кичка. Тогда на фото 45 мы видим оскольскую бабушку.

Фото 45. Кто она, эта старооскольская женщина?

4)  Тюрбан.

Заметим, что игрушка с таким головным убором найдена только одна и примерно в 150 метрах от основных игрушек Клада-1. У неё довольно сильно отличается формовка лица и всей остальной фигурки от остальных игрушек-баб из Клада-1. Скорее всего – это игрушка другого мастера.

Тюрбан (перс.)— чалма, головной убор у народов мусульманского Востока; состоит из фески или тюбетейки и лёгкой однотонной материи. Для его изготовления обычно требуется 6-8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит и до 20 метров материи.

Фото 46. Зарисовки тюрбанов различных видов.

Тюрбаны с завидным постоянством возвращаются в моду.

“Их первым пришествием в Европу была эпоха крестовых походов, когда, начиная с 13 столетия, тюрбаны стали модным мужским и женским аксессуаром сперва в Италии, а потом и в Северной Европе,  и во Фландрии, – говорит историк моды Александр Васильев. – На картинах братьев Ван Эйк и в первой половине 15 века тюрбаны вовсе не редкость.

Следующий взлет интереса к  тюрбанам приходится на 18 столетие, когда в результате русско – турецких войн в эпоху Екатерины Великой стиль “тюркери” или «туретчина» стал очень популярным среди аристократок. На портретах виртуозного письма кисти Элизабет Виже – Лебрен всякий сыщет много тюрбанов и они вполне соответствуют версальским модам 1780-х годов” [6].


 

Фото 47 и 48. Тюрбаны в современной женской моде.

 

Фото 49. Тюрбан был на Востоке ещё и боевым атрибутом воина. Обратите внимание, что он ещё и рогатый (далеко в верхней части тюрбана).

 

Фото 50 и 51. И у обучных мужчин на Востоке был моден тюрбан. Правда он был не таким страшным, как у воина.

 

И старооскольская модница тоже умудрилась водрузить на голову тюрбан, что  подметил гончар и запечатлел это событие, очень возможно, в единичной глиняной игрушке.

Фото 52. Головной убор – тюрбан. Вид спереди-справа – тюрбан немного побит.

Фото 53. Головной убор – тюрбан. Вид слева.

Фото 54. Головной убор – тюрбан. Вид сзади.

Фото 55. Красивой  бабе быть – не запретишь, но гончар её “увидел” вот такой.  Что поделаешь? И много веков назад была свобода декоративно-прикладного творчества.

Фото 56. Вот так и носили домой воду из колодца оскольские модницы примерно лет 300 – 500 назад.

Таким образом мы проанализировали все виды и разновидности женских головных уборов из массива найденных нами игрушек, вылепленных оскольскими гончарами примерно в XVI – XVIII веках.

Проанализировав формы женских головных уборов глиняных игрушек археологического возраста, можно уверенно говорить о женской моде на головные уборы того времени.

На очереди – головные уборы баб конца XIX – начала XX веков и их сравнение с более старыми археологическими образцами глиняных игрушек.

Подробный анализ древних игрушек поможет восстановить технологию, формы, виды и разновидности старых игрушек и возродить на этой многовековой базе народный промысел старооскольской глиняной игрушки различных исторических периодов.

Этот анализ позволит также проследить и уточнить изменение более тонких нюансов в канонах промысла [7-9] за большой период времени его существования.

Также этот анализ позволит молодым мастерам двигаться вперёд, развивая традиции старооскольской игрушки, а не придумывая свои новшества, часто противоречащие логики развития той или иной фигурки нашего промысла.

Цитируемые источники:

1.   http://afield.org.ua/mod3/mod79_1.phtml

2.  http://www.family-history.ru/material/history/kostum/kostum_6.html

3.  http://larussie.narod.ru/odezhda/od06_01.htm

4.  http://www.rojdenierus.ru/rojdenie/forum/viewtopic.php?f=6&t=687

5.  Рабинович М.Г. – Древняя одежда народов Восточной Европы. – Москва, изд. «Наука», 1986.

6.  http://www.fontanka.ru/2010/07/05/111/

7.  Шевченко Б.А., Бородина М.Б., Шевченко А.Г. Тенденции изменения технологии старооскольской глиняной игрушки. Полвека Белгородской области: итоги, проблемы, перспективы. Сб. научн. трудов НПК. –Старый Оскол, 2003. Изд. СТИ МИСиС. С. 271-277.

8.  Шевченко Б.А., Бородина М.Б. Тенденции изменения канонов Старооскольского промысла народной глиняной игрушки  в период с XV до 30-х годов XX века. Сборник трудов Международной НПК (Суджа. 2006) –Курск, Изд. КГУ, 2007. с.155-162.

9.  Шевченко Б.А., Бородина М.Б. Тенденции изменения канонов Старооскольского промысла народной глиняной игрушки . Сборник трудов Межрегиональной НПК, –Губкин, 2007. с.140-154.

10.  http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-11643.htm

12.11.2011 г.

.

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Третий цикл 2011-. Bookmark the permalink.

Comments are closed.