Печные трубы и подставы.

34.

  Эта статья была подготовлена нами в ноябре 2010 года и опубликована в сборнике научных трудов Научно-практической конференции «Образование, наука, производство, управление» (24 – 25 ноября 2010 г.) Изд. СТИ МИСиС, Старый Оскол, том П, с.231-234.
Дополнительная информация к статье дана курсивом.
 
 

Б.А. Шевченко, к.т.н., М.Б. Бородина, к.т.н.

  ПЕЧНЫЕ ТРУБЫ И ПОДСТАВЫ

СТАРООСКОЛЬСКИХ ГОНЧАРОВ

  Старооскольский технологический институт
(филиал) НИТУ «МИСиС»

В начале 90-х годов была попытка создать общественную лабораторию для изучения и возрождения уникального старооскольккого гончарного ремесла и, в частности, промысла народной глиняной игрушки. Через полгода в лаборатории остались действующими членами только авторы этой статьи. За два десятка лет сделано довольно много: собрана уникальная коллекция старооскольской народной глиняной игрушки с XV века до наших дней; опубликовано около 30 статей в научных сборниках и в СМИ; собрана небольшая коллекция старооскольских гончарных изделий; освоена технология изготовления глиняной игрушки; подготовлено ряд мастеров глиняной игрушки; написаны некоторые главы монографии «Старооскольская народная глиняная игрушка (история, технология, перспективы возрождения)»; переданы образцы наших современных и археологических глиняных игрушек в ряд ведущих музеев России. Можно было бы сделать гораздо больше, но все работы до настоящего времени проводились и проводятся на энтузиазме авторов.

В 2004 году вышла в свет прекрасная книга «Живые родники Староосколья» [1]. Мы с удовольствием познакомились с материалами, собранными авторами, хотя некоторую досаду вызывали неточности, связанные со старооскольской народной глиняной игрушкой и вообще с гончарным ремеслом Старого Оскола.

Так как мы уже неоднократно писали о неточностях, связанных с технологией изготовления старооскольской народной глиняной игрушки [2-4], то в настоящей статье остановимся только на одной неточности, связанной с одним гончарным изделием.

В учебном пособии [1] на странице 320 приведены три фотографии. На одной изображены «печные трубы конца XIX века», на другой – «печная труба с дымарём конца XIX века, село Незнамово», третья – не подписана (она на фото 1).

Фото 1.

Сразу же заметим, что дымарь очень хороший, старооскольский и традиционный, а вот труб печных на фотографиях в книге нет. Там изображены «подставы».

Что же это такое?

Нужно совершить небольшой экскурс в историю города и главным гидом с нами будет Дмитрий Иванович Распопов – последний потомственный гончар Старого Оскола. А слышали мы от него примерно следующее:

- Раньше печи топили  «по чёрному». Избы были небольшие. Примерно 3 на 4 метра и редко когда больше. Заходишь из сеней в горницу, а слева большая печь, её называли «русская». Крыша избы обычно односкатная или двускатная и крытая соломой. Печь топилась обычно соломой и дым шёл прямо в избу. Часть его выходила в сени и на улицу через приоткрытую дверь, а остальной дым – уходил через солому крыши (фото 2).

Фото 2. (Этот и два следующих рисунка были сделаны во время разговора с Дмитрием Ивановичем Распоповым).

- А как же дети?

- А что дети? Лежат себе в углу на соломе. И даже не чихают. Привыкли. Топили печь обычно утром и вечером. А когда очень холодно, то иногда и днём. Солома горит быстро, дыма от неё не очень много. Печка нагреется, дверь в сени на короткое время прикрывается и нормально.  Я видел такие избы в Старом Осколе ещё перед войной.

Но казаки жили побогаче и в нашей семье, как я помню, была другая изба. Размеры чуть побольше, примерно 4 на 5 метров. Печка была в левом дальнем углу избы. Крыша была двускатная. Балки, стропила, обрешётка, а на них всё та же солома. От печки в сени шли подставы, которые вставлялись друг в друга, стыки обмазывались глиной и всё это подвешивалось к балкам примерно сантиметров на 15-20 пониже балок. Нагревалась печь и подставы, а когда прогорала солома, то мать последний подстав в сенях затыкала большой затычкой из старых тряпок – чтобы тепло не уходило. Помню на подставах отец обычно сушил свои портянки, а мать – наши мокрые пелёнки (фото 3).

Фото 3.

- Дмитрий Иванович, а почему их называли «подставы»?

- А почему мостки через речку называли «лавы»? Ага, не знаешь! Вот и я не знаю. Подставы и подставы… Их хорошо разбирали на ярмарках, но гончары их лепить не любили. Лепила детвора, а также некоторые жёны гончаров. Вон у Пал Борисыча, соседа напротив, Лариска – дочь лепила подставы. Подставы не тянули на гончарном круге. Тут была особая технология – их лепили из глиняных колбасок в специальной форме, а потом неровности замазывали руками. Так же лепили и трубы печные.

- Дмитрий Иванович,  про трубы расскажите?

- А печные трубы были у людей богатеньких. У них и изба побольше, и крыша крыта железом или черепицей. Вот им печники украшали печь “кахлями” (кахлями раньше в нашем городе называли печные изразцы),  делали дымоход от печки вверх и на крыше ставили гончарную трубу (Фото 4). Помню, отец везёт на ярмарку воз горшков разных, а на другом возу 20-30 подставов и 2-3 трубы. Трубы покупали редко. Почаще стали покупать их перед самой войной и после. А потом перешли на кирпичную кладку труб, но и сейчас много старых гончарных труб  стоит на крышах домов в городе. Я вообще думаю, что гончарная труба может простоять лет 100 – 150. На трубу полагался дымарь, но его не всегда покупали. Экономили свои финансы.

Фото 4.

- Да, ещё были поливные трубы. Но они были очень дорогие и их делали только по заказу. Такая труба стоит на крыше года 3-4 года, ну от силы 5 лет. Потом полива трескается, облетает и вся красота пропадает. Приходится такую трубу менять. Помню, что такие трубы заказывали моему отцу и соседу – Пал Борисычу Распопову. Но не помню, чтобы у кого то из соседей была на крыше поливная труба. Только очень богатые люди могли позволить себе такую роскошь.

На этом экскурсия по древнему Старому Осколу заканчивается.

На фото 5 гончарные изделий из нашей коллекции, слева направо: подстав, изготовленный  Дмитрием Ивановичем Распоповым; печная труба, изготовленная Яковом Михайловичем Лихачёвым.

Фото 5.

На фото 6 поливная труба с дымарём, изготовленная Павлом Борисовичем Распоповым. Надеемся, что одного взгляда на фотографии будет достаточно, чтобы понять, чем отличался подстав от печной трубы.

Фото 6.

Казалась бы – мелочь какая – непонятный подстав назвали в публикации понятной трубой. Но, во-первых, это не просто публикация, а учебное пособие, в котором собраны факты по истории города и в этом случае не может быть таких мелочей. А, во-вторых, к историческим фактам нужно относиться очень бережно и, по возможности, их не искажать.

Очень возможно, что непонятную композицию «подстав с дымарём» придумал и возможно даже реализовал у себя дома предприимчивый житель села Незнамово, а авторы пособия ему поверили. Несколько лет назад читал в газете, что предприимчивая бабуля в качестве вертикального дымохода и трубы использовала ствол противотанковой пушки. Так почему бы эту функцию не выполнить гончарным подставам?  И дымарь, лежащий без дела, можно сверху водрузить.  Но функции у подстава и трубы были существенно разные.

Обратите внимание на сужение трубы в верхней части. Наверняка наши гончары не слышали про “сопло Лаваля”, но  лепили его, так как знали, что тяга у такой трубы будет лучше. А возможно гончары и не думали про “тягу”. Труба должна была украшать дом – и это было главное.

Литература:

1. Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура. Изд. ООО «ТНТ», Старый Оскол, 2003, -336 с.

2. Шевченко Б.А., Бородина М.Б. Тенденции изменения канонов старооскольского промысла народной глиняной игрушки. В сб.: «Роль науки в формировании специалиста XXI века», т.2, Губкин, 2007, с.140-154.

3. Шевченко Б.А., Бородина М.Б. Тенденции изменения канонов старооскольского промысла глиняной игрушки в период с XV века до 30-х годов XX века. В сб.: «Актуальные проблемы изучения и сохранения традиционной культуры Курского края», Курск, 2007, с. 155-162.

4. Шевченко Б.А., Бородина М.Б. К возрождению промысла старооскольскй глиняной сувенирной игрушки. В сб.: «Молодые учёные производству», Изд. СТИ МИСиС,  Старый Оскол, 2005, с. 233-235.

После того, как статья была сдана в печать,   нами были сделаны новые находки на Казацкой слободе, о которых было рассказано  в выступлении на конференции.

На фото 7 неизвестное до сих пор  нам изделие старооскольских гончаров – секция вертикального дымохода (название наше, а  как это изделие называли гончары – пока неизвестно). Такие секции несколько раз делал Д.И. Распопов, по словам его дочери,  в начале 50-х годов прошлого века и только по заказам.

Фото 7.

Секция вертикального дымохода имеет несколько больший диаметр, чем подстав (на 5-6 мм)  и в неё хорошо вставляется дымовая труба (фото 8). Интересный факт: Два изделия изготовлены с интервалом более 40 лет, а как чётко совпадают диаметры. Были возможно у старых гончаров нашего города “какие то свои ГОСТы”.

 

Фото 8.  

В моём архиве хранится фотография группы гончаров рядом с горном – в центре Яков Михайлович Лихачёв (фото 9). Фотография сделана в конце 40-х годов и на ней хорошо видна часть улицы Меловая с домами, крытыми соломой. В центре заднего плана – домик Лихачёвых.

Фото 9.

Фото 10 – Дмитрий Иванович Распопов дарит мне своё последнее гончарное изделие – копилку.

Фото 11 – Яков Михайлович Лихачёв.

 

Фото 12 – Павел Борисович Распопов.

 Несколько слов об истории гончарных изделий на фото 5 и 6.

Подстав Д.И. Распопов изготовил в конце 40-х годов и он лет 40 использовался по  прямому назначению –  для вывода дыма от печки в летней кухне на улицу.

 Дымовую трубу Я.М. Лихачёв изготовил в 1961 году (на трубе есть такая надпись). По словам его сына – это был последний обжиг в горне. Все изделия из горна перенесли в дом сына и спрятали на чердаке, а горн завалили мусором, так как боялись, что придёт фининспектор. В то время это грозило большим штрафом.

Поливную трубу с дымарём П.Б. Распопов изготовил в конце 20-х годов XX века по заказу своего соседа, который планировал построить большой дом. Голод начала 30-х годов поставил на большом доме «большой крест». Труба долгое время стояла в горнице, напоминая о старых планах. Потом её выставили в сени, затем – в курятник. Вот в таком «курином оформлении» она и попала ко мне. Когда я очистил и отмыл дымарь, то показал его Д.И. Распопову. Он то и рассказал мне историю этой трубы.  Вот такой случай и помог сохранить для потомков уникальное изделие старооскольских гончаров.

 Декабрь 2010 г.                                                               добавления Бориса Шевченко

 Ещё одно добавление.

В Старом Осколе уже давно нет изб, в которых используются подставы. Только рисунки, сделанные по рассказу Д.И. Распопова и при нём, помогли понять назначение этих изделий оскольских гончаров.

В январе этого 2013 года я был в Твери на научно-практической конференции “Проблемы развития традиционной и авторской игрушки” в рамках V! Всероссийской выставки-смотра “Гончары России. Глиняная игрушка. Детская художественная керамика.”

В докладе народного мастера хлудневского промысла (город Калуга) Александра Геннадьевича Заборских были показаны две фотографии внутренностей избушки с печью и подставами. С разрешения докладчика я скопировал себе эти фотографии и размещаю их на своём сайте.

Фото 13. Видно, что избушка заброшена, но довольно хорошо видны подвешенные к потолку подставы.

Фото 14. На этом фото лучше видна подвеска подставов. Кроме того под подставами размещены ещё две жерди, которые также их поддерживают снизу. Про жерди Дмтрий Иванович мне ничего не говорил. Возможно, что в нашем городе ограничивались только подвесом подставов.

Сразу после конференции эти фотографии не попали на глаза. Вот только сегодня, разбирая архив, я их обнаружил и с большим удовольствием публикую.

24 октября 2013 года                        Борис Шевченко

 

 

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Оскольское гончарство. Bookmark the permalink.

2 Responses to Печные трубы и подставы.

  1. I was searching for this excellent sharing admin a lot thanks and have good blogging bye

  2. I enjoy what you guys are usually up too. This kind of clever work and exposure! Keep up the fantastic works guys I’ve added you guys to blogroll.