Старооскольские погремушки XV – XVIII веков.

Старооскольские погремушки  XV – XVIII веков.

 Б.А.Шевченко

Вначале совершим небольшой экскурс по Интернету.

Ни один малыш не вырастает без основной игрушки – погремушки, которая верно служит ребенку на всем протяжении первого года жизни, а порой и дольше.

Не зависимо от того, была ли древняя погремушка украшением танцоров (есть и такое мнение у некоторых исследователей) или детской игрушкой, несомненно, что ее основной функцией было производить шум для развлечения. Поэтому музыковеды рассматривают погремушку как первобытный музыкальный инструмент.

На Руси погремушки  делали из глины, дерева, бересты, лозы, коры, кожи. В южных районах иногда использовались в качестве погремушек небольшие высушенные тыквы особых сортов.

Форма погремушек была разная – чаще: округлая, сферическая, цилиндрическая, крестовидная, простейшая стилизованная фигурка птички, зверюшки или бабы.

В некоторых местах России погремушки назывались иногда иначе. Чаще всего: шаркунок, грематушка, побрякушка.

Предполагают, что происхождение погремушек и свистулек связано с языческими обрядами глубокой древности, когда шум и свист считался надежным средством отпугивания злых сил от младенцев.

.
Когда же появилась погремушка?

Погремушки являются одним из самых древних языческих символов славян. Первые погремушки, найденные в Восточной Европе, датируются археологами вторым тысячелетием до нашей эры. Погремушки предназначались не просто для развлечения младенца – считалось, что их шум отгоняет от колыбели злых духов и призывает добрых. Ту же функцию позже стали выполнять и игрушки-свистки.

В районе Керчи археологи часто находили детские игрушки, как правило, в погребениях. Чаще всего сделаны они были из обожженной глины. Среди разных игрушек найдены погремушки VI века до нашей эры, напоминающие современные [1].

Новгородские археологи находят много детских игрушек, включая и погремушки, в слоях X – XV веков. Глиняные погремушки обычно выполнены в виде небольших уточек. Полые внутри игрушки покрывались зеленой либо коричневой поливой, есть полихромные расписные экземпляры. Внутри уточки помещался глиняный шарик или маленький камушек, которые при потряхивании гремели. В коллекции из 12 экземпляров есть шаровидная погремушка с пятью отверстиями [2]. Такие погремушки в Старом Осколе называли “грематушки”.

Возраст китайской погремушки в виде коробочки составляет 6000 – 7000 лет, она относится к периоду культуры Яншао (5000 – 4000 лет до н.э.). Подобные глиняные погремушки были обнаружены в Китае во время раскопок целого ряда неолитических стоянок. Большинство из них имеют шаровидную форму, но некоторые выполнены в виде коробочек, дисков или фигурок зверей. [3]

Для развлечения детей погремушки стали использовать в Египте еще в1360 г. до нашей эры [4].

А это фотография сферических погремушек с выставки археологических находок из коллекции Псковского музея-заповедника [5].

Интересно мнение о происхождении слова «погремушка». Автор считает, что само слово «погремушка» в русском языке происходит от «погреметь у ушка» . Гром – проявление бога Перуна, славяне – Перуновы внуки: «Дед, дай игрушку, погреметь у ушка» – и тем самым Перун защитит ребёнка от всех напастей [6].

На фотографии из Тульского областного историко-литературного и архитектурного музея хорошо видны цилиндрическая погремушка и две сферические погремушки XVI – XVIII веков [7].

Подведём итог. Погремушки появились у человечества задолго до Нашей эры.

Старооскольские погремушки.

А теперь поговорим о наших находках старооскольских керамических погремушек. Все находки погремушек были сделаны в Кладе-1 и его окрестностях. В Кладе-2 нет даже намёка на то, что были погремушки. Ни Дмитрий Иванович Распопов, ни бабушки Ольга Михайловна и Наталья Михайловна Гончаровы про керамические погремушки даже не слышали.

Старооскольские погремушки в нашей коллекции можно разделить на два вида: цилиндрические (большие, средние и мелкие) и сферические.

Большие цилиндрические погремушки (3 шт.) имеют диаметр 72 –77 мм и высоту 30 –35 мм, средние погремушки (3 шт.): диаметр 58 –68 мм и высоту 30 –32 мм, мелкие погремушки (3 шт.): диаметр 49 –52 мм и высоту 29 –31 мм. Как правило,  все эти погремушки имеют по одному проколу на донышках и три прокола на цилиндрической части. Исключение – одна мелкая погремушка, у которой нет проколов на донышках  и только два прокола на цилиндрической части. Донышки погремушек плоские (6  шт.) или слабовыпуклые (3 шт.). Также было найдено 34 более мелких фрагментов цилиндрических погремушек. Толщина стенок донышка их находится в диапазоне 2,4 –5,0 мм. Толщина стенок цилиндрической части, как правило, несколько больше (на 0,2 –0,5 мм).

Сферические погремушки (4 шт.) имеют диаметр 42 –58 мм и на одной 4 прокола, а на трёх – 5 проколов. Мелких фрагментов этих погремушек найдено только 8 штук. Толщина стенок находится в диапазоне 2,8 –6,5 мм.

Также найдено три шарика от разбитых погремушек диаметром 17 –19 мм.

Четвёртый шарик был найден в разбитой погремушке и помещён вовнутрь при склейке корпуса.

Большое число находок целых и разбитых погремушек говорит о том, что это был очень ходовой товар на рынке и гончары города их много лепили.

Простая раскраска охрой видна на цилиндрических погремушках: 1 большая, 1 средняя и 2 мелкие, а также на 18 фрагментах. На сферических погремушках – очень бледная раскраска видна на 2 погремушках и нет раскраски на фрагментах. Краска держится на черепке довольно слабо – осыпается. Заметив это, мы рисунки раскраски погремушек и их фрагментов зарисовали (рисунки даны в приложении к статье).

Судя по разбитым погремушкам и их фрагментам, технология их изготовления была довольно простая. Отдельно изготавливались две половинки, скорее всего ручной лепкой, затем вовнутрь помещался глиняный шарик и половинки соединялись. Когда погремушка немного подсыхала, прокалывались отверстия. Перед обжигом (или после обжига – нужно проверить на опыте) наносилась раскраска охрой в виде простого рисунка из линий и углов. Все найденные погремушки и их фрагменты сделаны из беложгущейся глины.

Судя по большинству фрагментов погремушек, обе половинки корпуса соединялись встык и шов обмазывался жидкой глиной. Это получалось самое слабое место в погремушке и не случайно почти все фрагменты разбились в том числе и по шву.

На одном из фрагментов погремушки видно, что была и другая технология соединения половинок погремушки “внахлёст”, что хорошо видно на этой фотографии.

У крупных и средних цилиндрических погремушек толщина стенок меньше, но больше объём внутренней полости. Звук они создают более звонкий и громкий. Можно предположить, что это самые старые старооскольские погремушки XV – XVII веков.

Мелкие цилиндрические и сферические погремушки имеют более толстые стенки и малый объём внутренней полости. В связи с этим они издают тихий и глухой звук.

Возможно, мы здесь видим своеобразное вырождение погремушки в нашей местности. Такие погремушки (с глухим шумом), скорее всего, изготавливали в XVII – XVIII веках, а позже от их изготовления вообще отказались (в XIX веке керамику в Старом Осколе охрой уже не красили). Напомню, что в Кладе-2 не было найдено ни одной погремушки и ни одного фрагмента их.

Погремушка из Острогожска.

В музее города Острогожска мне показали большую цилиндрическую погремушку из беложгущейся глины с раскраской охрой. Она резко отличалась от всей керамики, которую мне показывали в музее до этого, и сильно напоминала наши находки. Я высказал предположение, что это, скорее всего, старооскольская игрушка XVI – XVII века. Показал фотографии наших погремушек. Наши гончары и перекупщики возили керамику и игрушки на ярмарки на расстояния до 200 – 300 километров. Острогожск – значительно ближе. Музейные работники сказали, что они тоже так предполагали, хотя и немного сомневались.

Эта погремушка из Острогожска имеет диаметр 76 мм, высоту 30 мм. Отбит кусок донышка и отсутствует шарик. У неё необычные проколы – по 5 на донышках и нет проколов на боковой поверхности. Раскраска была хорошо видна на одном донышке и немного сбоку. Второе донышко и остальная часть боковой поверхности были сильно потёрты, на них видны только следы краски, а рисунок разобрать практически невозможно. Раскраску погремушки я зарисовал.

Московские коники.

В одной из статей пошлых лет я высказывал предположение, что при строительстве крепости Оскол в конце XVI века среди пришлого казачества были и московские гончары. Это предположение было основано на заявлении московских археологов, что старооскольские коники XV века очень напоминают им московских коников, найденных в слоях земли XIV – XVI веков.

Несколько лет назад в Москве во дворе дома на улице Гончарная в районе метро Таганская я нашёл несколько крупных фрагментов коников из глины. Похожие коники в Музее истории Москвы были датированы XVII – XVIII веками.

Но интересно здесь то, что эти коники не были свистками. Это были погремушки. И технология их изготовления аналогична технологии изготовления старооскольских погремушек. Корпус коника изготавливался из двух частей, затем вовнутрь помещался шарик, и части соединялись. Затем к корпусу примазывались голова и ноги коника. То есть эти фигурки были грематушками.

На фотографии фрагментов игрушки хорошо видно место стыка частей корпуса коника.

Возможно, что и этот факт также, пусть даже  косвенно, подтверждает моё предположение прошлых лет о московских гончарах.

Старооскольские грематушки.

В разговоре с сёстрами Гончаровыми я однажды услышал, что их мама иногда по просьбе соседок делала, как они сказали, «грематушки» и они мне показали – как это делалось. В юбку бабы  бросается глиняный шарик и низ юбки закрывается глиняным кружком, в котором прокалывается отверстие. Эта игрушка должна сохраниться в фондах моей коллекции. А вот грематушка в виде фигурки медведя в коллекции уже найдена.

Я спросил, почему они не лепят «грематушки» на продажу? Они ответили, что мороки много, а дороже её не продашь. Это, как мне кажется, нормальный подход нормального народного мастера. Промысел должен приносить дополнительные деньги на жизнь при минимальных затратах сил и средств (несколько слов на эту тему будет сказано в конце статьи).

Замечу, что в игрушках Клада-2 мы не нашли ничего, напоминающего грематушку.

Особенность технологии.

Расскажу небольшую историю. Большую цилиндрическую погремушку я показал Дмитрию Ивановичу Распопову – последнему гончару Старого Оскола. Рассказал где и как её нашли. Он долго её разглядывал, любовался.

- Да.  Это очень старая игрушка. Не помню, чтобы такие у нас были в детстве. А вот на ней раскраска – это ангоба. Мой дед, а он прожил более 100 лет, про ангобу ничего мне не рассказывал. Да и я про неё узнал только в начале 50-х годов, когда нас послали от артели “Интруд” для повышения квалификации на керамический завод в Борисовку.

- Дмитрий Иванович, вот я слепил погремушку, бросил в неё шарик, а он прилип к стенке и донышку и после обжига погремушка не гремит. Что делать?

- А что бы сделал ты? Подумай.

- Я, пожалуй, шарики бы обжёг заранее.

- Ничего. Может и пойдёт. А я бы проколол доннышко и на дырочку положил шарик. А после обжига надавил бы на него палочкой через дырочку, если не будет греметь.

- Это тоже  интересное решение.

- Ничего интересного нет ни у тебя, ни у меня. Морока сплошная. Кому это нужно?  Я бы просто завернул шарик в мокрый кусочек  газетки и забыл про него. Ну как?

Это было прекрасное решение. Прямо по одному из стандартов в теории изобретательства (разрушение вредного веполя). При обжиге сгорит не только кусочек газеты, но и пепел от него. Почему я, зная теорию,  до этого сразу не догадался?

Несколько слов о производительности труда свистюлишника.

Расскажу ещё одну историю. Это было начало 90-х годов. Как-то мне молодой современный мастер показал свою новую  игрушку и с гордостью пояснил, что провозился с ней почти неделю.

- За сколько ты её сможешь продать? Рублей за пять? Но скорее – за три.  А бабушки Гончаровы делают за вечер пятьдесят игрушек – это у них норма такая. Продадут их по полтиннику и заработают 25 рублей. А за неделю они заработают – посчитай сам… кучу денег. А теперь подумай – кто из вас умнее?

К чему я это? Современные мастера, как правило, творят что-то новое и своё. Это, конечно, хорошо. Но только они должны понимать, что это не возрождает наш народный  промысел глиняной игрушки. То, что они делают, это вообще не промысел, а художественное творчество, которое вряд ли быстро принесёт мастеру хороший дополнительный и более или менее стабильный заработок.

А уникальный народный промысел глиняной игрушки необходимо возрождать.        И не кому-то, а нам. И если мы не будем “шевелиться”, то это за нас сделают другие. В одном из художественных салонов Москвы я уже видел множество игрушек-баб с кувшином-свистком, которые было трудно отличить от гончаровских баб. На этикетке не было указано название промысла и продавец не смогла пояснить – чей это промысел.

Использована информация:

1. Макарова Н. А. История игрушки.  http://www.kerch.com.ua/articleview.aspx?id=2825

2. Хорошев А. С., Детские игрушки из Новгорода (классификационный обзор археологических находок).  http://medieval.ucoz.net/publ/detskie_igrushki_iz_novgoroda/1-1-0-135

3. Таосянци (керамическая погремушка). http://www.cik.tj/Htm/Kitay/kultura/iskustvo/muz_ins/taosyancsi.html

4.  http://selena.kiev.ua/4265

5.  http://spegalsky.narod.ru/news/glina_i_kamenia.html

6.  http://kyklodel.livejournal.com/165702.html

7. http://www.amr-museum.ru/russ/exibit/news/news65_r.htm

 

Приложения.  Раскраска старооскольских погремушек.

Я специально привожу оригиналы наших зарисовок раскраски погремушек, сделанные в 1993 – 94 годах, когда рисунок был лучше виден на игрушках, особенно если их намочить водой.

Это расраска большой цилиндрической погремушки.

 У раскрашенной средней цилиндрической погремушки – сохранилась только одна половинка. На рис. справа – вид снизу левого рисунка.

Интересна раскраска этой малой цилиндрической погремушки.

На второй малой цилиндрической погремушке на одном из доннышек видны следы охры, но рисунок понять невозможно.

На следующих трёх рисунках показана раскраска 18 фрагментов цилиндрических погремушек, найденных в разное время.

А это раскраска сферической погремушки.

Вторая сферическая погремушка сохранилась только частично. В 1995 году удалось найти ещё два кусочка этой погремушки с шариком, корпус склеили и рисунок удалось расшифровать.

Какова символика раскраски погремушек? Трудно сказать с первого взгляда. Напрашивается мысль, что мастеру было важно быстрее привлечь  внимание ребёнка к игрушке и он рисовал яркие полоски, уголки, закрашивал небольшие участки совершенно произвольно, то есть импровизировал. Но в этой произольности есть всё-таки своя система.

Что напрашивается на первый взгляд? Проводится центральная линия, а к ней косая штриховка. Обычно так в древности в русской вышивке и при раскраски керамики символически обозначалось встаханное поле. Линия и перпендикулярные полоски – просто земля, поле. Но почему они в кресте? (игрушка с номером 28)

Давайте над этим вопросом подумаем вместе.

Присылайте свои соображения. И вопросы,…   если они появятся.

10.11.2011 г.

 

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Третий цикл 2011-. Bookmark the permalink.

Comments are closed.